Словарь
Для цитирования...
Словарь основных понятий / под ред. В.Е. Лёвкина, 2024. Электронный открытый онлайн ресурс. URL: https://distant.orgpsiholog.ru/course/view.php?id=46 (дата обращения: 23 ноября 2024).
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
Ф |
---|
ФактФакт – уже свершившееся или продолжающее осуществляться событие, описание которого позволяет это событие однозначно идентифицировать и объективно проверить. Возможность объективной проверки описания события отличает факт от других (в т.ч. субъективных) источников достоверных данных, например, от самоотчета или от корректного логического вывода. Комментарий: Факты противопоставляются вымыслам (тому придуманному, которое не соответствует объективной реальности). Описание факта состоит из утверждений, соответствующих объективной реальности о том, что уже произошло или ещё длится. Описание будущего, даже очень вероятного, не является описанием факта. Поскольку факт – это описанное достоверно случившееся или длящееся событие, то от способа описания события зависит то, на сколько факт будет "теоретически нагруженным". "Теоретический груз" факта – это предпосылки, которые приходится принимать за истину, признавая описанное событие как факт. | |
ФакторФактор – действующая сила, влияющая на характер (или отдельные черты) изменений вызванных какой-либо причиной. В отличие от причины конкретного следствия, фактор не может породить это следствие (по отношению к которому и рассматривается как фактор), но влияет на процесс действия причины и на отдельные стороны формирования следствия. То, что выступает фактором в отношении одного явления, параллельно может выступать причиной для другого явления и одним из условий для третьего явления, и т.д. | |
ФейкФейк – (вид обмана, дезинформация) – ложная информация, специально выдаваемая за действительную с целью модификации поведения обманутого. Является одним из средств ведения информационной войны. Комментарий: | |
Феномен | |
Филогенез | |
ФилософияФилософия – (как область совместной конструктивной деятельности людей) – логически корректное осмысление наиболее общих законов устройства и развития природы, общества и мышления. Основная функция философии (отличающая её от науки) – создание инструментов достоверного познания (напр., понятий, концепций, методологий, парадигм), позволяющих сделать неизвестное доступным для научного исследования и преобразования, а также обобщение научных достижений. Основные части философии: онтология (о бытии, о том что существует и как существует), гносеология (о познании, о том как познавать то, что существует), этика (о добре и зле, о том, что делать с тем, что существует и познаётся), эстетика (о прекрасном, о том, к чему стремиться). Философия – (как мыслительная практика) – поиск, обнаружение и формулирование обобщающего смысла, раскрывающего сущность изучаемого объекта (явления). Основная функция философии как мыслительной практики состоит в непрерывном приближении к постижению сущности изучаемого объекта (в отличие от мировоззрения, в основе которого лежит уже сформированный, в принципиальных моментах законченный образ реальности). Необходимо отличать от: | |
ФормаФорма – (в общенаучном смысле) – способ организации "чего-либо", определяющий внутреннюю структуру, функции и внешние связи этого "чего-либо". Форма – (в физическом смысле) – пространственные свойства физического объекта, определяющие границы занимаемого им места в пространстве, конфигурацию этих границ. Комментарий: | |
Формирующая парадигмаФормирующая парадигма (дуалистическая, диалектическая, психотехническая) – совокупность общих принципов познания, предполагающих видение предмета познания как процесса – зависимого от преобразующей деятельности исследователя (процесс изучается как взаимодействие познающего сознания, процедур познания, предмета познавательной деятельности, а также сознания познаваемого, если познаваемым выступает человек, группа, общество или какой-либо результат культурной практики). Главной задачей психотехнического познания является редукция предмета исследования до практики, описываемой закономерностями преобразования, в том числе преобразования самого деятеля. Основными способами познания являются преобразующие методы исследования (когда метод познания выступает одновременно и как метод преобразования), так ключевым методом является формирующий эксперимент, где экспериментатор находится не в роли абсолютного наблюдателя, а внутри контекста эксперимента, как соучастник в данной практике. При этом логические рассуждения должны быть проверены в опыте, а опытные наблюдения должны независимо обосновываться логическим путем. Ключ к психотехническому исследованию – изменение, позволяющее создать «новое», направлять, осуществлять преобразования. Однако любое изменение, всякое новое преобразование или даже формулировка закономерностей преобразования должны подтверждаться иными данными (другими практиками), отличными от тех, на основании которых они были предложены – иными как минимум по методу получения данных. Необходимо отличать от: | |
ФункцияФункция – процесс, осуществляемый какой-либо системой в силу её устройства. Функция – свойство структуры порождать определенные следствия, соответствующие устройству системы. Функция может рассматриваться как определенная структурой системы зависимость между отдельными внутренними и внешними по отношению к данной системе условиями, факторами, причинами и следствиями. | |