Обзор глоссария по алфавиту

А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Б

Базовые ошибки восприятия

Базовые ошибки восприятия (базовые психические защиты) – виды неосознаваемого субъектом нарушения закона тождества в восприятии, основанные на некорректном различении своего и чужого в содержании воспринятой информации. Зачастую базовые ошибки восприятия выполняют функцию психических защит.

К базовым ошибкам восприятия относятся:

Интроекция – чужое воспринимается как свое (напр., чужое настроение воспринимается как свое).
Проекция – собственное воспринимается как чужое (напр., свое раздражение приписывается другому человеку).
Переносотношение к одному человеку переносится на другого (напр., из-за их внешнего сходства).
Смещениеошибки восприятия внутреннего опыта, подмена воспоминаний, подмена смысла воспоминаний, самообман.

Базовые эмоции

Базовые эмоции – филогенетически древние эмоции, которые могут наблюдаться у человека и высших животных. Базовые эмоции характерны для людей любой культуры (поэтому их и называют базовыми), в то время как социальные чувства и субъектные переживания могут иметь существенные отличия.

Комментарий:
Существует несколько основных теорий, классификаций основных (базовых) эмоций, в основу которых положены различные принципы, критерии классификации: влечение, радость, печаль (Б. Спиноза); удовольствие — неудовольствие, напряжение — разрядка, возбуждение — успокоение (В. Вундт); принятие — непринятие, удовольствие — неудовольствие, сон — напряжение (Г. Шлосберг построил по данным ординатам свою круговую шкалу эмоций: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страдание, страх; 4) решимость, гнев; 5) отвращение; 6) презрение). По К. Изарду, существует десять базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес; П. Экман выделяет шесть базовых эмоций: гнев, страх, печаль, отвращение, удивление, радость.

По В.Е. Лёвкину базовые эмоции представляют собой внутреннюю форму в древности внешних действий. У действий есть направленность (относительно субъекта – к нему или от него); причинность (порождено оно намерением субъекта или совершается под давлением обстоятельств) и смысл (значение действий). Так, страх – это интериоризованное (свёрнутое во внутреннюю форму) действие бегства (переживая страх, человек словно бежит на месте). Согласно этому подходу к списку базовых эмоций П. Экмана добавлены еще две эмоции: вдохновение и могущество.

Базовая
эмоция
(по В.Е. Лёвкину)

Архаическое действие

Противопо-ложная
(по смыслу действия)
эмоция

Удивление

замереть (остановиться, чтобы сориентироваться, наблюдение того, что не соответствует опыту, ожиданиям и требует поиска смысла или новых данных восприятия)

Гнев

Радость

принять (взять, съесть, использовать чтобы насытиться или испытать удовлетворение потребности, удовольствие от соответствия события ожиданиям, представлениям)

Отвращение

Гнев

напасть (причинить боль, уничтожить, разорвать, убить, но не для того, чтобы съесть, а чтобы устранить преграду)

Удивление

Отвращение

отбросить (оттолкнуть, отодвинуть, отторгнуть, убрать из организма или от органов чувств как нечто противоречащее потребностям)

Радость

Страх

убежать (сбежать, с целью избежать опасности, избежать участия в чем-либо, уклониться от делания, ожидание того, чего не хочется – предвосхищение чего-то, что может нанести ущерб, уничтожить)

Вдохновение

Вдохновение

создать (воспроизвести существующее или сотворить новое, построить гнездо, создать плотину, участвовать в делании, соучаствовать в созидании или творить самостоятельно)

Страх

Страдание

подчиниться (сдаться, перестать бороться за выживание, мучиться от болезни или от боли, переживать противоречие между неоправданными ожиданиями и действительностью, быть следствием обстоятельств непреодолимой силы)

Могущество

Могущество

освободиться (вырваться из лап хищника, преодолеть ограничение, направить свою силу и активность на поиск решения трудности, быть причиной событий)

Страдание


Есть и другие классификации, авторы которых рассматривают различное число элементов и расходятся во взглядах на то, можно ли объяснить другие (не базовые) эмоции и чувства различными сочетаниями базовых. 
Отдельные сложные эмоции и чувства (такие социальные чувства, как стыд, вина, альтруизм, патриотизм и др., или, напротив, субъектные чувствалюбовь, ненависть, справедливость, негодование и др.) не следует рассматривать как простые комбинации базовых эмоций, поскольку они включают кроме собственно эмоционального и деятельного компонентов (характерных и для животных) ещё элементы, относимые к результатам социализации и самовоспитания (характерные для человека): ценности, смыслы, намерения.

Подробнее см. в пособии: Лёвкин В.Е. Психические состояния: учебное пособие для вузов / В. Е. Лёвкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 231 с. 

Безопасность

Безопасность – (в оценочном смысле) – отсутствие возможности получить значимые повреждения, состояние защищённости от значимых внешних и внутренних угроз. Безопасность – это свойство условий в которых находится субъект, способность этих условий в значимой мере защитить субъекта (в том числе коллективного) или то, чем он обладает. Характер потенциальных повреждений определяет вид безопасности (физическая, информационная, психологическая, экономическая, экологическая и т.д.). В безопасности (определённого вида) находится тот, на кого может быть направлена реальная угроза (этого же вида). Эффективность используемых средств предотвращения потенциальных повреждений определяет степень защищённости (низкая, средняя, высокая). Степень защищённости (безопасности) может определяться отдельно для разных аспектов бытия (на примере психологии: степень безопасности для жизни, для психического здоровья личности, для адекватности мировосприятия, для сохранения или развития межличностных отношений, и т.д.).

Противоположное понятие: опасность.

Бессознательное

Благо

Благо – то, что удовлетворяет потребности человека и человечества обеспечивая его перспективную жизнеспособность. Следовательно, благом не может считаться то, что удовлетворяет потребности одного человека в ущерб человечеству, его долгосрочной жизнеспособности.