Словарь
Для цитирования...
Словарь основных понятий / под ред. В.Е. Лёвкина, 2024. Электронный открытый онлайн ресурс. URL: https://distant.orgpsiholog.ru/course/view.php?id=46 (дата обращения: 29 апреля 2024).
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
К |
---|
КапиталКапитал – (в описательном смысле) – стоимость, являющаяся средством получения прибавочной стоимости (а в конечном счёте – прибыли) путём эксплуатации наёмного труда. Капитал – (в оценочном смысле) – много денег; такое количество денег, чтобы можно было их инвестировать и получать прибыль с инвестиций. Комментарий: Выражение "человеческий капитал" (люди подразумеваются как вид капитала) не является логически корректным, поскольку люди не являются стоимостью, а являются субъектами деятельности, в том числе экономической. Понятие "человеческий капитал" часто определяют как совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения потребностей человека и общества в целом. Но знания, умения и навыки – это свойства личности, а личность не является стоимостью. Говоря о "человеческом капитале" фактически говорят о полезных для извлечения прибыли свойствах людей. В выражении "человеческий капитал" отражается принципиально антигуманный взгляд на человека, поскольку человек рассматривается здесь как объект и средство, а не как субъект и цель. Первоначально под "человеческим капиталом" понималась лишь совокупность инвестиций в человека. В этом значении понятие всё равно сохраняет логическую противоречивость, поскольку инвестиции – это размещение капитала с целью получения прибыли, и тогда человек с приобретёнными за этот капитал знаниями и умениями выступает более эффективным способом (средством) получения последующей прибыли. | |
Категорическое суждениеКатегорическое суждение – (вид суждений) – суждение, в котором в безусловной форме отображается факт наличия или отсутствия связи между предметом и признаком. Пример: "По запасам нефти Россия стоит на первом месте среди других государств мира". Комментарий: | |
КачествоКачество – (в описательном смысле, как "качества вещи") – существенная определенность чего-либо, которая может быть описана системой свойств. Качество – (в оценочном смысле, как "качество жизни") – существенная определенность чего-либо, которая может быть описана системой свойств, характеризующих и обеспечивающих перспективы бытия этого чего-либо. Комментарии: В оценочном смысле категория качества применяется всегда к объектам культуры и не применяется к объектам природы. Так, мы часто слышим про качественные и некачественные вещи, продукты питания, лекарства, технику и прочее, но не услышим выражений «качественная муха», «качественный ручей», «качественное облако» и так далее, только если они не искусственные, то есть созданные человеком. К объектам природы категория качества в оценочном смысле применяется только тогда, когда они перестают быть собственно частью природы и встраиваются человеком в искусственные процессы как их неотъемлемая часть, например, когда становятся сырьем (как руда, нефть, древесина и прочее). Природная (биологическая) составляющая жизни человека также «встраивается» человеком в культуру, что делает понятие «качества жизни» применимым к человеку. | |
Качество жизни человекаКачество жизни человека – интегральная характеристика процесса взаимодействия человека с миром, которая может быть описана системой свойств, обеспечивающих возможности человека быть и определять форму своего бытия. Чем этой свободы (осознанной и дальновидной, то есть ответственной) в настоящем и возможном будущем у субъекта больше, тем качественнее его жизнь. Комментарии: Жизнь высшего качества – это такое состояние самоосуществления, при котором человек на всех уровнях жизнедеятельности обладает наивысшей из доступных для человечества свободой быть и определять форму своего бытия, продолжая открывать и создавать новые жизненные перспективы в максимально возможной на данный момент гармонии с другими людьми и природной средой. Жизнь низшего качества – это, наоборот, такое состояние самоосуществления, при котором человек обладает наименьшей свободой быть и определять форму своего бытия, в наименьшей гармонии с другими людьми и природной средой, с минимальными жизненными перспективами (например, необратимо умирая от смертельно опасной болезни, от которой еще нет лекарства, или от ранения, нанесенного другим человеком, животным или вызванного природным явлением). Поскольку свобода бытия во многом определяется используемыми техническими, мыслительными и социальными технологиями, то верхняя граница шкалы качества жизни всегда будет лимитирована доступностью лучших технологий (где под технологией понимается операционализированное знание гарантирующее результат), а также содержанием развивающихся потребностей и создаваемых смыслов, а нижняя граница определяется принципиальной возможностью для человека быть живым. Таким образом, шкала качества жизни человека может быть представлена как диапазон всех возможных состояний самоосуществления человека – от бессознательного состояния умирания в коме до состояния полного здоровья и счастья при наличии в доступе наилучших из созданных человечеством конструктивных технологий (технических, мыслительных и социальных), расширяющих перспективы бытия человека в максимально возможной на данный момент гармонии с другими людьми и природной средой. | |
Качество корпоративной культурыКачество корпоративной культуры – (может быть хорошим и плохим) характеризует степень проработанности отношений внутри компании, а также с окружающим её миром. Чем более согласованы и гармоничны отношения, чем слаженнее и быстрее решаются проблемы, тем качественнее корпоративная культура. Качество корпоративной культуры определяется также тем, насколько устойчивы сложившиеся отношения к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам – чем прочнее, надежнее и адаптивнее отношения, чем меньше они подвержены любого рода рискам и угрозам, тем лучше качество корпоративной культуры. Необходимо отличать от уровня корпоративной культуры. | |
Классификация | |
КоличествоКоличество – характеристика наличия в одном избранном контексте одного или множества однотипных объектов (элементов класса). Например, количество построенных в городе квартир, количество слов в тексте, количество отзывов от клиентов за год, количество человек на премьере спектакля, и т.д. Количество может выражаться относительной оценкой (много-мало), может выражаться формулой (как количественное отношение) или числом. Комментарий: | |
КомандностьКомандность – характеристика системы внутригрупповых связей, обеспечивающих достижение членами группы общих целей посредством согласованных действий. Необходимо отличать от сплоченности. | |
КомпонентКомпонент – составная часть чего либо. | |
КонкурентКонкурент – индивидуальный или коллективный субъект, ведущий борьбу за спорный предмет потребностей или интересов и победа которого сделает невозможной деятельность другого субъекта в прежнем качестве или в прежней роли (придётся сменить деятельность, либо предмет потребностей или интересов). | |
КонкуренцияКонкуренция (в обществе) – тип антагонистических отношений, характеризующийся борьбой за спорный предмет потребностей или интересов при котором проигравшая сторона утрачивает возможность заниматься такой же деятельностью (например, разоряется или вынужденно меняет деятельность, переключается на другой предмет потребностей или интересов). Необходимо отличать от соревнования, при котором достижения победившей стороны становятся достоянием всех соревнующихся сторон и, тем самым, усиливают их. | |
КонтекстКонтекст – (в общем смысле) – форма условий, причины события, или ситуация, задающая характер ролей и отношений, а также приоритеты между смыслами (то, что важно в одном контексте может быть не значимо в другом). Примеры контекстов: дружеская встреча, любовное свидание, спортивное соревнование, нападение грабителя, роды, история отношений НАТО и СССР, и т.д. Умение удерживать контекст (знать и учитывать его) зачастую определяющим образом влияет на способность верно истолковать смысл какого либо действия или события. Оценка действия рассмотренного вне породивших его причин и оценка этого же действия, но с учетом породивших его причин может различаться с точностью до наоборот. Контекст – (в языке) – окружающий термин текст, или состав сообщений, влияющий на понимание и употребимость терминов (напр., в каком значении будет пониматься слово "ключ", или слово "коса" и т.д.). Фраза выдернутая из контекста зачастую теряет тот смысл, который в неё вкладывался автором сообщения.
| |
КонфликтКонфликт – (вообще) – факт противоречия действий или состояние взаимодействия мешающих другу другу объектов (сторон конфликта), возникающее как следствие попытки этих сторон использовать один и тот же ресурс, способом, который не позволяет другой стороне воспользоваться этим ресурсом. Конфликт – (в психологии) – тип межличностных или групповых отношений, характеризующийся взаимным и заблаговременным неприятием позиции оппонента (субъективная причина конфликтов). Основными субъективными провокаторами конфликта являются возражения, раздражение, недоверие. Основным объективным провокатором конфликтов является дефицит, а объективной причиной конфликтов являются разобщающие свойства структуры культуры (в первую очередь денежная система, в которой деньги допустимо использовать в качестве товара). | |
КонцепцияКонцепция – система аргументированных положений описывающих некую часть реальности, претендующих (в силу обоснованности) на объяснение этой части реальности. Ядром концепции является концепт – ключевое, смыслообразующее понятие (например, "либидо" в психоанализе), позволяющее концептуализировать – выводить и приводить в систему новые следствия, прилагая данный концепт к уже известным и новым феноменам и ноуменам. Чем больше новых проверяемых следствий – тем выше эвристический потенциал концепции, тем больше продуктивных теорий может быть получено. | |
КонъюнкцияКонъюнкция – логическое умножение (∧, И, AND) – (логическая операция) – умственное действие, состоящее в присоединении к суждению ещё одной части, по схеме: «это и всё то, что ещё указано, но не по отдельности». Все добавляемые таким образом элементы рассматриваются как необходимые части одного суждения. | |
Корпоративная культураКорпоративная культура – сложившаяся в организации система отношений между сотрудниками (коллегами, подчиненными, руководством), к самой профессиональной деятельности (к работе), к организации и к роли организации в обществе. Указанные отношения строятся на основе определенных ценностей, допущений и соглашений, разделяемых персоналом конкретного предприятия, проявляющихся также в типичном для членов данной организации подходе к решению проблем. Необходимо отличать от организационной культуры – той части корпоративной культуры, которая направлена во вне и определяет отношения с другими организациями, клиентами, партнерами, окружающей средой в целом. Различают уровень корпоративной культуры и качество корпоративной культуры. | |
Корреляционная связьКорреляционная связь (статистическая связь, корреляция) – согласованность изменений между значениями параметров состояний каких-либо объектов. Корреляционная связь устанавливается с помощью специальных математических методов, основанных на теории вероятности – так называемых статистических критериев (например, критерием Пирсона) и может служить основанием для выдвижения гипотезы о наличии причинной связи (но не может быть способом проверки наличия или отсутствия причинной связи). Необходимо отличать от причинной связи (причинно-следственной связи). Комментарий: | |
Креативное мышлениеКреативное мышление – процесс порождения новых идей, позволяющих находить неожиданные, нестандартные решения проблем. Развитое креативное мышление является логически корректным и позитивным по характеру, направлено на повышение уровня и улучшение качества жизни, а также повышение перспективной жизнеспособности человека и общества в целом. Может перерастать в более высокое по уровню и более глубокое по содержанию – творческое мышление. Критерии креативности мышления:
| |
Креативность | |
Кредитные деньгиКредитные деньги – деньги произведённые как результат осмечивания долга, то есть как процент от суммы данной в долг и плата за обслуживание долга. Примеры кредитных денег: вексель, чек, облигация, цифровые деньги центрального банка, в т.ч. электронные деньги на счетах. Являются противоположностью гезеллевских денег (поскольку кредитные деньги сдаются под процент) и товарных денег (поскольку кредитные деньги не имеют обеспечения в виде товара или труда). Комментарий: | |
КритерийКритерий – основание для сравнения, различения, оценки. Чтобы оценить что-либо по какому-либо критерию нужно получить значение одного или (при необходимости) нескольких параметров, посредством получения значения одного или (при необходимости) нескольких показателей. Необходимо отличать от: Например, одним из критериев оценки состояния человека может быть критерий его физической тренированности (спортивной формы). Для оценки спортивной формы потребуется измерить параметры: силу, гибкость, выносливость, координацию, быстроту и др. Для измерения параметров нужны средства (инструменты, способы), позволяющие получить величину параметра (показатель параметра) по выбранной шкале. Например, при получении значка ГТО величину параметра "гибкость" оценивают с помощью показателя "количество сантиметров между кончиками пальцев и уровнем стоп" в упражнении "Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье". | |
КритикаКритика – (в описательном значении) – анализ и выражение сильных и слабых сторон чего-либо, подразумевает применение критического (обосновывающего, рефлексирующего) мышления. В зависимости от целей критики результатом может быть отзыв, рецензия, экспертное заключение и т.п. Критика – (в оценочном значении) – выражение неприятия чего-либо через указание на слабые стороны этого чего-либо, подразумевает критичное (отрицающее, негативное) отношение. | |
Критическое мышлениеКритическое мышление – способность осознанно использовать логическое мышление для оценки информации и создания выводов. Необходимо отличать от: | |
КритичныйКритичный – (критический, в описательном смысле) – относящийся к критическому (обосновывающему, рефлексирующему) мышлению, содержащий критику. Пример: "критичный взгляд на проблему" (анализирующий, независимый от эмоций, системный, непредвзятый подход к восприятию проблемы). Критичный – (критический, в оценочном смысле) – критически важный (как "критичный элемент системы"), или достигший заданного предела (как "критичное значение"), или отрицающий (как "критичное отношение", "критичное высказывание"), или предельно допустимый (как "критический уровень воды", "критическая ошибка"), или находящийся в состоянии кризиса, переломный (как "критический возраст"). | |
Культура | |