Обзор глоссария по алфавиту

А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  3  (Далее)
  Все

К

Капитал

Капитал – (в описательном смысле) – стоимость, являющаяся средством получения прибавочной стоимости (а в конечном счёте – прибыли) путём эксплуатации наёмного труда.

Капитал – (в оценочном смысле) – много денег; такое количество денег, чтобы можно было их инвестировать и получать прибыль с инвестиций.

Комментарий:
Размещение активов в производство или сферу оказания услуг с целью извлечения прибыли называют также капиталовложениями, или инвестициями. Поэтому капитал называют самовозрастающей стоимостью (стоимостью, используемой для получения новой, ещё большей стоимости).

Выражение "человеческий капитал" (люди подразумеваются как вид капитала) не является логически корректным, поскольку люди не являются стоимостью, а являются субъектами деятельности, в том числе экономической. Понятие "человеческий капитал" часто определяют как совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения потребностей человека и общества в целом. Но знания, умения и навыки – это свойства личности, а личность не является стоимостью. Говоря о "человеческом капитале" фактически говорят о полезных для извлечения прибыли свойствах людей. В выражении "человеческий капитал" отражается принципиально антигуманный взгляд на человека, поскольку человек рассматривается здесь как объект и средство, а не как субъект и цель. Первоначально под "человеческим капиталом" понималась лишь совокупность инвестиций в человека. В этом значении понятие всё равно сохраняет логическую противоречивость, поскольку инвестиции – это размещение капитала с целью получения прибыли, и тогда человек с приобретёнными за этот капитал знаниями и умениями выступает более эффективным способом (средством) получения последующей прибыли.

Категорическое суждение

Категорическое суждение – (вид суждений) суждение, в котором в безусловной форме отображается факт наличия или отсутствия связи между предметом и призна­ком.

Пример: "По запасам нефти Россия стоит на первом месте среди других государств мира".

Комментарий:
Как и другие виды суждений, категорические сужде­ния бывают утвердительными суждениями или отрицательными суждениями («Го­рение есть химический процесс», «Жиры в воде не растворяются»), единичными суждениями, частными суждениями или общими суждениями. Категорические суждения являются наиболее распро­странённым видом суждений.

Качество

Качество – (в описательном смысле, как "качества вещи") – существенная определенность чего-либо, которая может быть описана системой свойств

Качество – (в оценочном смысле, как "качество жизни") – существенная определенность чего-либо, которая может быть описана системой свойств, характеризующих и обеспечивающих перспективы бытия этого чего-либо. 

Комментарии:
Например, "качественный автомобиль" обеспечивает выполнение всех заявленных функций – как в данный момент, так и на перспективу (не ломается, выдерживает суровые условия эксплуатации). Его качество описательном смысле) – это степень соответствия замыслу конструктора и тем вызовам, с которыми столкнутся их пользователи. Качество чего-либо обеспечивается устройством – составом и связями между элементами в системе. Это относится и к вещам, и к процессам. Например, качественное планирование (как процесс управления) отличается от некачественного тем, что первое предусматривает все необходимые задачи и ресурсы, обеспечивая такую структуру деятельности, которая в перспективе приведет к искомому результату.

В оценочном смысле категория качества применяется всегда к объектам культуры и не применяется к объектам природы. Так, мы часто слышим про качественные и некачественные вещи, продукты питания, лекарства, технику и прочее, но не услышим выражений «качественная муха», «качественный ручей», «качественное облако» и так далее, только если они не искусственные, то есть созданные человеком. К объектам природы категория качества в оценочном смысле применяется только тогда, когда они перестают быть собственно частью природы и встраиваются человеком в искусственные процессы как их неотъемлемая часть, например, когда становятся сырьем (как руда, нефть, древесина и прочее). Природная (биологическая) составляющая жизни человека также «встраивается» человеком в культуру, что делает понятие «качества жизни» применимым к человеку.

Качество жизни человека

Качество жизни человека – интегральная характеристика процесса взаимодействия человека с миром, которая может быть описана системой свойств, обеспечивающих возможности человека быть и определять форму своего бытия. Чем этой свободы (осознанной и дальновидной, то есть ответственной) в настоящем и возможном будущем у субъекта больше, тем качественнее его жизнь.

Комментарии:
Свобода, как сущность качества жизни, указывает на то, что жизнь человека тем качественнее, чем более человек является живым (т.е. чем лучше его здоровье и защищенность от возможных угроз, чем выше субъектность, полнее самореализация в деятельности и больше перспектив для самоосуществления в новых формах и пространствах).

Жизнь высшего качества – это такое состояние самоосуществления, при котором человек на всех уровнях жизнедеятельности обладает наивысшей из доступных для человечества свободой быть и определять форму своего бытия, продолжая открывать и создавать новые жизненные перспективы в максимально возможной на данный момент гармонии с другими людьми и природной средой.

Жизнь низшего качества – это, наоборот, такое состояние самоосуществления, при котором человек обладает наименьшей свободой быть и определять форму своего бытия, в наименьшей гармонии с другими людьми и природной средой, с минимальными жизненными перспективами (например, необратимо умирая от смертельно опасной болезни, от которой еще нет лекарства, или от ранения, нанесенного другим человеком, животным или вызванного природным явлением).

Поскольку свобода бытия во многом определяется используемыми техническими, мыслительными и социальными технологиями, то верхняя граница шкалы качества жизни всегда будет лимитирована доступностью лучших технологий (где под технологией понимается операционализированное знание гарантирующее результат), а также содержанием развивающихся потребностей и создаваемых смыслов, а нижняя граница определяется принципиальной возможностью для человека быть живым.

Таким образом, шкала качества жизни человека может быть представлена как диапазон всех возможных состояний самоосуществления человека – от бессознательного состояния умирания в коме до состояния полного здоровья и счастья при наличии в доступе наилучших из созданных человечеством конструктивных технологий (технических, мыслительных и социальных), расширяющих перспективы бытия человека в максимально возможной на данный момент гармонии с другими людьми и природной средой.

Качество корпоративной культуры

Качество корпоративной культуры – (может быть хорошим и плохим) характеризует степень проработанности отношений внутри компании, а также с окружающим её миром. Чем более согласованы и гармоничны отношения, чем слаженнее и быстрее решаются проблемы, тем качественнее корпоративная культура. Качество корпоративной культуры определяется также тем, насколько устойчивы сложившиеся отношения к дестабилизирующим внешним и  внутренним факторам – чем прочнее, надежнее и адаптивнее отношения, чем меньше они подвержены любого рода рискам и угрозам, тем лучше качество корпоративной культуры.

Необходимо отличать от уровня корпоративной культуры.

Классификация

Классификация – процесс и результат деления объёма понятия по определённому основанию (признаку, критерию), при котором объём родового понятия (класс, множество) делится на виды (подклассы, подмножества), а виды, в свою очередь делятся на подвиды и т.д.

Количество

Количество характеристика наличия в одном избранном контексте одного или множества однотипных объектов (элементов класса). Например, количество построенных в городе квартир, количество слов в тексте, количество отзывов от клиентов за год, количество человек на премьере спектакля, и т.д. Количество может выражаться относительной оценкой (много-мало), может выражаться формулой (как количественное отношение) или числом.

Комментарий:
1. Понятие количества имеет смысл только если понятно (и не нарушается) основание выделения класса считаемых объектов (иное приводит к подмене предметов счёта).
2. Поскольку количество выражает наличие объектов, то оно не может быть отрицательным. Например, не может быть аудитория в -53 человека на премьере спектакля; "один человек" – это минимальная аудитория, "ноль человек" значит нет никого, следовательно количество не может быть равным нулю, а тем более не может быть количество людей "меньше, чем никого"; ноль это не количество, а лишь способ посредством числа указать на отсутствие количества считаемых объектов в избранном контексте.

Командность

Командность характеристика системы внутригрупповых связей, обеспечивающих достижение членами группы общих целей посредством согласованных действий.

Необходимо отличать от сплоченности.

Компонент

Компонент – составная часть чего либо.

Конкурент

Конкурентиндивидуальный или коллективный субъект, ведущий борьбу за спорный предмет потребностей или интересов и победа которого сделает невозможной деятельность другого субъекта в прежнем качестве или в прежней роли (придётся сменить деятельность, либо предмет потребностей или интересов).

Конкурент – статус (роль) противника в отношениях конкуренции с ним.

Необходимо отличать от:
- врага
- противника
- соперника

Конкуренция

Конкуренция (в обществе) тип антагонистических отношений, характеризующийся борьбой за спорный предмет потребностей или интересов при котором проигравшая сторона утрачивает возможность заниматься такой же деятельностью (например, разоряется или вынужденно меняет деятельность, переключается на другой предмет потребностей или интересов).

Необходимо отличать от соревнования, при котором достижения победившей стороны становятся достоянием всех соревнующихся сторон и, тем самым, усиливают их.

Контекст

Контекст – (в общем смысле) – форма условий, причины события, или ситуация, задающая характер ролей и отношений, а также приоритеты между смыслами (то, что важно в одном контексте может быть не значимо в другом). Примеры контекстов: дружеская встреча, любовное свидание, спортивное соревнование, нападение грабителя, роды, история отношений НАТО и СССР, и т.д. Умение удерживать контекст (знать и учитывать его) зачастую определяющим образом влияет на способность верно истолковать смысл какого либо действия или события. Оценка действия рассмотренного вне породивших его причин и оценка этого же действия, но с учетом породивших его причин может различаться с точностью до наоборот.

Контекст – (в языке) – окружающий термин текст, или состав сообщений, влияющий на понимание и употребимость терминов (напр., в каком значении будет пониматься слово "ключ", или слово "коса" и т.д.). Фраза выдернутая из контекста зачастую теряет тот смысл, который в неё вкладывался автором сообщения.

 

Конфликт

Конфликт – (вообще) факт противоречия действий или состояние взаимодействия мешающих другу другу объектов (сторон конфликта), возникающее как следствие попытки этих сторон использовать один и тот же ресурс, способом, который не позволяет другой стороне воспользоваться этим ресурсом.

Конфликт – (в психологии) тип межличностных или групповых отношенийхарактеризующийся взаимным и заблаговременным неприятием позиции оппонента (субъективная причина конфликтов). Основными субъективными провокаторами конфликта являются возражения, раздражение, недоверие. Основным объективным провокатором конфликтов является дефицит, а объективной причиной конфликтов являются разобщающие свойства структуры культуры (в первую очередь денежная система, в которой деньги допустимо использовать в качестве товара).

Концепция

Концепциясистема аргументированных положений описывающих некую часть реальности, претендующих (в силу обоснованности) на объяснение этой части реальности. Ядром концепции является концепт – ключевое, смыслообразующее понятие (например, "либидо" в психоанализе), позволяющее концептуализировать – выводить и приводить в систему новые следствия, прилагая данный концепт к уже известным и новым феноменам и ноуменам. Чем больше новых проверяемых следствий – тем выше эвристический потенциал концепции, тем больше продуктивных теорий может быть получено.

Необходимо отличать от теории.

Конъюнкция

Конъюнкциялогическое умножение (∧, И, AND)  (логическая операция) умственное действие, состоящее в присоединении к суждению ещё одной части, по схеме: «это и всё то, что ещё указано, но не по отдельности». Все добавляемые таким образом элементы рассматриваются как необходимые части одного суждения.

Корпоративная культура

Корпоративная культура – сложившаяся в организации система отношений между сотрудниками (коллегами, подчиненными, руководством), к самой профессиональной деятельностиработе), к организации и к роли организации в обществе. Указанные отношения строятся на основе определенных ценностей, допущений и соглашений, разделяемых персоналом конкретного предприятия, проявляющихся также в типичном для членов данной организации подходе к решению проблем.

Необходимо отличать от организационной культуры – той части корпоративной культуры, которая направлена во вне и определяет отношения с другими организациями, клиентами, партнерами, окружающей средой в целом.

Различают уровень корпоративной культуры и качество корпоративной культуры.

Корреляционная связь

Корреляционная связь (статистическая связь, корреляция) – согласованность изменений между значениями параметров состояний каких-либо объектов. Корреляционная связь устанавливается с помощью специальных математических методов, основанных на теории вероятности – так называемых статистических критериев (например, критерием Пирсона) и может служить основанием для выдвижения гипотезы о наличии причинной связи (но не может быть способом проверки наличия или отсутствия причинной связи).

Необходимо отличать от причинной связи (причинно-следственной связи).

Комментарий:
Пример, иллюстрирующий, что корреляционная связь и причинно-следственная связь – это разные вещи: корреляция между числом фильмов с участием Николаса Кейджа с числом утонувших в плавательных бассейнах (в период 1999-2009 гг.).

Креативное мышление

Креативное мышлениепроцесс порождения новых идей, позволяющих находить неожиданные, нестандартные решения проблем. Развитое креативное мышление является логически корректным и позитивным по характеру, направлено на повышение уровня и улучшение качества жизни, а также повышение перспективной жизнеспособности человека и общества в целом. Может перерастать в более высокое по уровню и более глубокое по содержаниютворческое мышление.

Критерии креативности мышления:

Креативность

Креативностьспособность порождать новые идеи, позволяющие находить неожиданные, нестандартные решения проблем.

Кредитные деньги

Кредитные деньги деньги произведённые как результат осмечивания долга, то есть как процент от суммы данной в долг и плата за обслуживание долга. Примеры кредитных денег: вексель, чек, облигация, цифровые деньги центрального банка, в т.ч. электронные деньги на счетах. Являются противоположностью гезеллевских денег (поскольку кредитные деньги сдаются под процент) и товарных денег (поскольку кредитные деньги не имеют обеспечения в виде товара или труда).

Комментарий:
В настоящее время это основные национальные (фиатные) деньги в мире (доллары, евро, рубли и т.д.). По своей сущности (основной функции и роли в обществе) кредитные деньги оказываются средством эксплуатации способом получения ресурсов за счёт других людей, способом установления контроля над территориями и людьми, механизмом систематического изъятия реальных ресурсов из территорий в пользу монополистов и банков. В отличие от гезеллевских денег кредитные деньги выгодно отличаются от товаров и услуг, превосходят их по значимости (поскольку могут накапливаться и производить деньги из денег превращаясь в самовоспроизводимый товар) и таким образом обесценивают труд. Однако, существуют и другие способы производства (эмиссии) денег с доказанной большей эффективностью для общества. В частности в СССР с 1932 года по 1987 гг. действовали рубли, производимые как результат осмечивания создаваемых производств такие деньги существовали в безналичной форме (лишь часть их переводилась в наличные рубли в качестве заработной платы) и позволяли каждые пять лет удваивать инвестиции в производство без какой-либо инфляции (см. кн. Галушка А.С. с соавт. Кристалл роста).

Критерий

Критерий – основание для сравнения, различения, оценки. Чтобы оценить что-либо по какому-либо критерию нужно получить значение одного или (при необходимости) нескольких параметров, посредством получения значения одного или (при необходимости) нескольких показателей.

Необходимо отличать от:
- параметра
- показателя
- признака

Например, одним из критериев оценки состояния человека может быть критерий его физической тренированности (спортивной формы). Для оценки спортивной формы потребуется измерить параметры: силу, гибкость, выносливость, координацию, быстроту и др. Для измерения параметров нужны средства (инструменты, способы), позволяющие получить величину параметра (показатель параметра) по выбранной шкале. Например, при получении значка ГТО величину параметра "гибкость" оценивают с помощью показателя "количество сантиметров между кончиками пальцев и уровнем стоп" в упражнении "Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье".

Критика

Критика – (в описательном значении) – анализ и выражение сильных и слабых сторон чего-либо, подразумевает применение критического (обосновывающего, рефлексирующего) мышления. В зависимости от целей критики результатом может быть отзыв, рецензия, экспертное заключение и т.п.

Критика – (в оценочном значении) – выражение неприятия чего-либо через указание на слабые стороны этого чего-либо, подразумевает критичное (отрицающее, негативное) отношение.

Критическое мышление

Критическое мышлениеспособность осознанно использовать логическое мышление для оценки информации и создания выводов.

Необходимо отличать от:
- критичного отношения (отрицающего, негативно настроенного)
- критицизма (в оценочном смысле, как безосновательного отвержения)

Критичный

Критичный – (критический, в описательном смысле) – относящийся к критическому (обосновывающему, рефлексирующему) мышлению, содержащий критику. Пример: "критичный взгляд на проблему" (анализирующий, независимый от эмоций, системный, непредвзятый подход к восприятию проблемы).

Критичный – (критический, в оценочном смысле) – критически важный (как "критичный элемент системы"), или достигший заданного предела (как "критичное значение"), или отрицающий (как "критичное отношение", "критичное высказывание"), или предельно допустимый (как "критический уровень воды", "критическая ошибка"), или находящийся в состоянии кризиса, переломный (как "критический возраст").

Культура

Культура – совокупность человеческих отношений, в том числе структурированных в форму общественных институтов, технологий, сооружений и механизмов. 


Страница:  1  2  3  (Далее)
  Все