Browse the glossary using this index

A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | ALL

Page:  1  2  (Next)
  ALL

М

Манипуляция

Манипуляция – (в обществе) процесс скрытого воздействия на поведение, переживания и мысли людей (посредством управления информацией и другими ресурсами) с целью извлечения личной выгоды.

Материя

Материя – (в физическом смысле) – то, что находится в физическом пространстве и проявляет какие-либо физические свойства. Материя – это термин, который обобщает вещество, частицы и поле.

Материальный – (в описательном смысле) – относящийся к материи, состоящий из материи. Противоположностью материальному является идеальное.

Материальный – (в оценочном смысле) – приземленный, имеющий отношение лишь к удовлетворению базовых потребностей.

Комментарий: 
Вещество (например, вода) и частицы (например, электроны) имеют массу.
Поле (например, гравитационное) не имеет массы, оно непрерывно (не дискретно), упруго и не имеет границ (например, магнитное поле объекта с расстоянием ослабевает, но не исчезает).
По гравитационной концепции В.Г. Катющика все физические взаимодействия, все поля, являются эффектами на базовом (совокупном) гравитационном поле.

Межличностные отношения

Межличностные отношения – характер взаимодействия между людьми, объективно проявляющиеся и субъективно переживаемые связи между личностями.

Место

Место – (часть пространства) – часть пространства, занимаемая объектом или область для наблюдения, имеющая "абсолютные координаты" в бесконечном, неподвижном и вечном пространстве. Движущийся объект постоянно изменяет своё место в пространстве. Место, как часть пространства, перемещаться не может.

Место – (часть объекта) – часть объекта, выделенная для наблюдения по какому-либо признаку (напр., место на теле для укола, место на полке для книги и т.п.).

Место – (в обществе) – роль, которую играет элемент в системе (напр., место человека в обществе – его социальный статус и роль в обществе).

Необходимо отличать от объёма.

Метод

Метод – (в общем смысле) – оптимизированный и стандартизированный способ осуществления деятельности.

Метод (научный) – способ познания, обеспечивающий получение достоверного знания. Основу научного метода составляет логика и проверка логических выводов на практике. Научное исследование строится как процесс реализации научного метода и в общем смысле развивается по схеме: сначала формулируется действительно значимая для людей проблема (трудность, для решения которой отсутствует необходимое знание), затем детально изучается всё то, что имеет прямое отношение к проблеме (это предмет исследования), логически выводится новое утверждение о предмете исследования (гипотеза), которое затем эмпирически проверяется (простым наблюдением или посредством эксперимента), итогом исследования должен стать ответ на основной вопрос исследования, должно быть создано знание, позволяющее решить практическую трудность людей (или, как минимум, реально приблизить её решение). При этом способы получения и способы проверки гипотезы должны принципиально различаться, а интерпретация результатов эмпирического исследования должна быть обоснованной.

Методика

Методика – конкретное воплощение метода в заданных (адекватных для такой реализации метода) условиях. Метод – это родовое понятие для понятия "методика". Например, среди методов оценки способностей человека есть метод тестирования, который реализуется огромным числом методик тестирования (конкретных тестов, процедур тестирования – разработанных под разные задачи).

Механизм

Механизм (устройство) – совокупность элементов, связи между которыми обеспечивают выполнение функции (или функций).

Механизм (воздействия) – последовательность изменений, обеспечивающая передачу энергии. Содержание понятия "механизм" отвечает на вопрос "как" происходит то, что происходит.

Мечта

Мечта – (вид мотива) – образ очень привлекательного для субъекта будущего, воплощение которого им отсрочено (или в текущих условиях невозможно), но способно сделать субъекта счастливее. Мечта отражает склонности и ценности личности, её реализация является способом самореализации человека.

Необходимо отличать от:
- грёзы
- фантазии
- цели

Мир

Мир (Вселенная) – всё сущее (существующее) как субъективное и как объективное.

Мир – (в литературе) – вымышленная Вселенная.

Мир (состояние конкретного сообщества, совокупности обществ) – характер отношений между обществами в сообществе, которые обеспечивают свою перспективную жизнеспособность посредством конструктивной созидательной деятельности и без применения оружия в отношении обществ входящих в данное сообщество.

Мировоззрение

Мировоззрение (картина мира) система представлений субъекта о мире, образ (модель) объективной и субъективной реальности в сознании, включающий ценности и убеждения субъекта, а также способы их получения. К основным видам мировоззрения относят: мифологическое, философское, религиозное, научное.

Миссия

Миссия (организации) – последствия деятельности организации в обществе, вклад в общественную жизнь и развитие.

Миссия (дело) – назначенная задача, важное задание.

Мнение

Мнение – (интеллектуальная часть предубеждения) – непроверенное представление о чем-либо, в истинности которого человек не сомневается. Мнение является примером распространённого нарушения логического закона достаточного основания.

Мнить – необоснованно воображать, ошибочно представлять.

Мнительный человек – быстро принимающий свои фантазии за реальность.

Комментарий:
Знание полезно, а мнения опасны. Опасно давать себе право на мнение, не обладая достаточными знаниями. Люди, которые не прочитали ни одной книги по экономике критикуют министра финансов; люди, которые не прочитали ни одной книги по мировой истории и геополитике, не знающие содержания заключенных и расторгнутых соглашений между странами, не имеющие доступа к данным разведки критикуют министра иностранных дел; люди, которые не знают чем вирусы отличаются от бактерий имеют своё мнение по поводу новой вакцины и критикуют главного врача; люди, которые не пробовали управлять даже маленькой фирмой критикуют президента страны. Это всё нарушения закона достаточного основания. Если нет оснований считать что-то истинным, то нельзя считать это истинным.

Необходимо отличать от:
- знания
- гипотезы
- позиции
- предубеждения
- предрассудка

Модель

Модель – абстрактное представление реальности, используемое для изучения или апробации каких-либо изменений в моделируемом объекте (напр., цифровые двойники современные модели, выполняющие роль полигона для испытаний в процессе моделирования различных воздействий).

Мотив

Мотив (деятельности) – преследуемая выгода, побудительная причина действия, само благо, ради достижения которого совершается деятельностьто, что удовлетворяет потребность.

Мотив психологии) – образ достигаемого. Различают материальные мотивы (напр., физическая сила, получение прибыли) и идеальные мотивы (напр., чувство удовольствия, престиж, красота, признание). Мотивы существуют в сознании человека как значимые образы (представления), побуждающие к определенному поведению и отражающие объекты удовлетворения потребностей. В отличие от потребности (переживаемой нужды в чем-либо) мотив имеет направление, является суммарным вектором актуальных потребностей, выступает как "опредмеченная потребность" или "потребность направленная на конкретный предмет", который её может удовлетворить (напр., потребность в пище может оформиться в мотив съесть пельмени, которая далее может быть оформлена в цель "купить в магазине, приготовить и съесть уральские пельмени").

Мотив – (в психотехническом смысле) – внутриличностный конфликт между психическим состоянием субъекта и его образом мира. Разрешая данный конфликт, субъект стремится согласовать одно с другим, изменив что-то в состоянии или образе мира в процессе взаимодействия с реальным миром (в норме) или в процессе взаимодействия лишь с субъективными представлениями о мире (в патологии).

Необходимо отличать от:
- цели
- смысла
- потребности
- желания
- интереса
- намерения

Мышление

Мышление процесс взаимодействия представлений (как конкретных, так и абстрактных единиц мышления) в психике. За этими представлениями в реальности стоят как объекты и процессы, которые не зависят от психики человека (объективно существующие, например, деревья и течение рек), так и объекты и процессы, которые являются частью субъективной реальности человека (субъективно существующие, например, образы, смыслы и размышления). Результатом мышления может быть идея, понятие, смысл, мотив, суждение и т.д. Не весь процесс мышления субъектом осознаётся, а само мышление может разворачиваться на разных уровнях (от уровня простых ассоциаций до логического уровня работы с абстрактными понятиями и даже амодальными смыслами). В развитой форме мышление представляет собой процесс обобщенного и опосредованного (с помощью образов, знаков, понятий, логических приёмов и логических операций) познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного и субъективного мира. Уровень опосредованности и обобщённости познания определяет текущий уровень (а если в онтогенезе, то стадию) мышления.

Основные стадии развития мышления:

  1. Наглядно-действенное (доречевое, сенсомоторное) мышление.
  2. Наглядно-образное мышление.
  3. Образное мышление.
  4. Понятийное (словесно-логическое, отвлеченное) мышление.
  5. Смысловое (смысло-логическое, амодальное) мышление.

Page:  1  2  (Next)
  ALL