Обзор глоссария по алфавиту

А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  3  4  (Далее)
  Все

О

Обобщение

Обобщение – (логический приём) – мысленное объединение общих свойств однородных предметов.

Обобщение (логическая операция) – умственное действие, посредством которого в результате исключения видового признака получается другое понятие более широкого объёма, но менее конкретного содержания. Результатом логической операции обобщения является слово или суждение с более общим, широким значением. Противоположностью логической операции обобщения является ограничение понятия.

Обобщение (часть процедуры синтеза) процесс и результат объединения частных логически связанных суждений в общий вывод, отражающий сущностные признаки осмысленных частных суждений.

Образ

Образ – (в общем смысле вид, облик, наряд, наглядное представление чего-либо.

Образ – (в психологии– результат реконструкции объекта в сознании человека. Может быть наглядным (напр., память об увиденном объекте), но может быть и абстрактным (напр., мыслимая модель объекта).

Образование

Образованиепроцесс и результат воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом, характеризующийся содействием находящемуся в процессе воспитания и обучения человеку в развитии его личности, в том числе в развитии его потребностей.

Образование – область совместной конструктивной деятельности людей, результатом которой являются личностные изменения участников образовательного процесса, направленные на совершенствование культуры и цивилизации, характеризуется применением достоверной информации (знаний), направленных на повышение уровня и улучшение качества жизни людей.

Комментарий:
Почему опасно путать образование с услугой см. в специальной статье.

Обратная связь

Обратная связь – (в общем смысле) – вид последствий, воздействие результатов какого-либо процесса на его протекание. Если влияние обратной связи усиливает процесс, то такая обратная связь называется положительной; если ослабляет – отрицательной.

Обратная связь – (в общении) – элемент общения, сообщение от получателя воздействия источнику воздействия о вызванных воздействием изменениях.

Виды обратной связи (в общении):
Положительная обратная связь – сообщение о благоприятном характере воздействия (например, просьба продолжать).
Отрицательная обратная связь – сообщение о неблагоприятном характере воздействия (например, просьба остановиться).
Развивающая обратная связь – сообщение, позволяющее сделать характер воздействия более желательным для получателя.

Необходимо отличать от:
- последствий
- критики

Общее суждение

Общее суждение суждение, в кото­ром что-либо утверждается (или отрицается) относительно каждого предмета указанного класса предметов. Общее суждение сообщает о том, что какой-то признак принадлежит или не принадлежит всему классу, то есть всем объектам данного множества объектов. Для формулирования общего суждения используются (иногда просто подразумеваются) слова "все", "всё", "никакие", "никто" и т.д. (напр., "все металлы электропроводны", "никакие отговорки не принимаются", "эльфы существуют" и т.д.).

Необходимо отличать от частных суждений.

Общеотрицательное суждение

Общеотрицательное суждение суждение, которое одновременно является общим суждением и отрицательным суждением.

Пример: "Ни один шмурдик не кучеряв".

Общеутвердительное суждение

Общеутвердительное суждение – суждение, которое одновременно является об­щим суждением и утвердительным суждением.

Пример: "Все шмурдики кучерявы".

Объект

Объект – то, на что направлена активность субъекта.

Комментарии:
Объектом (наблюдения, воздействия, исследования и т.д.) потенциально может быть любая вещь, любое субъективное или объективное явление и любой субъективный или объективный процесс или связь между ними. Однако, актуально (в текущей деятельности), объектом какой-либо активности субъекта может быть только то, в отношении чего эта активность реально может быть осуществлена. Например, не может быть объектом исследования то, для изучения чего пока нет методов; не может быть объектом воздействия то, на что нет возможности воздействовать и так далее. При этом конкретный субъект (активности) не может быть одновременно и в том же самом отношении собственным объектом (активности). Например, говоря, что "я наблюдаю самого себя" субъект в действительности говорит о том, что наблюдает часть того, что относит к себе, по отношению к которой сохраняет свой субъектный статус. Классификаций объектов столько же, сколько критериев (оснований) для классификации. Примеры:

По критерию вида активности субъекта в отношении объекта можно выделить следующие виды объектов:
- объект исследования,
- объект воздействия,
- объект поклонения,
- и др.

По критерию материальный/нематериальный:
- материальный объект (например, стол, компьютер),
- нематериальный объект (например, пространство, информация о чем-то).

По критерию простой/сложный:
- простой (например, камень),
- сложный (например, телефон).

Объект исследования (познания)

Объект исследования (познания) – предметная область – то, на что направлена исследовательская активность субъекта познания.

Объект исследования конкретной науки – ее область исследований, вся совокупность возможных предметов познания, объединенных общим проблемным полем.

Комментарий:
Любая наука в качестве наиболее общего объекта познания изучает определенный вид причинности (физика изучает физическую причинность, химия – химическую, биология – биологическую, психология – психическую), при этом причинность более высокого уровня организации бытия (как системы) не сводится к простой сумме причинностей нижележащих уровней (элементов системы), не может быть редуцирована к ним без подмены объекта исследования.

Объект психологической науки

Объект психологической науки – всё то, на что может быть направлена структурированная научным методом познавательная активность психолога с целью решения любого рода и масштаба психологических проблем, а именно проблем познания, функционирования и развития субъекта психической реальности.
 
Комментарий:
Границы объекта и предмета психологической науки в сознании исследователя определены используемой им стратегией познанияпарадигмой (одной из трех: естественнонаучной, герменевтической, формирующей – соответственно которым объект и предмет являются в форме: наблюдаемого, мыслимого или формируемого содержания).

Страница:  1  2  3  4  (Далее)
  Все