Обзор глоссария по алфавиту

А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  (Далее)
  Все

Р

Работа

Работа – (в физике) – выполнение действий во времени и пространстве с применением силы.

Работа – (в обществе) – деятельность человека с целью получения средств к существованию.

Работа – (в творчестве) – результат деятельности (напр., статья, книга, скульптура, картина).

Работа – (функционирование) – процесс осуществления, реализации функций (напр., работа двигателя).

Необходимо отличать от труда.

Развитие

Развитие – (в описательном смысле) – процесс качественных изменений в системе. Основные виды развития: прогрессивное (совершенствование) и регрессивное (деградация).

Развитие – (в оценочном смысле) – совершенствование, улучшение.

 

Разделительное суждение

Разделительное суждение – сужде­ние, в котором предмету приписывается несколько (два и более) при­знаков, из которых данному предмету принадлежит только один.

Комментарий:
Разделительное суждение, в котором приписываемые признаки яв­ляются несовместимыми понятиями, называется исклю­чающе-разделительным суждением. В этом случае необходимо перечислить все возможные взаимоисключающие признаки, например: "Тела находятся в твёрдом или в жидком, или в газообразном агрегатном состоянии".

Разделительное суждение, в котором приписываемые признаки не исключают друг друга, так как могут существовать совместно, называется соединительно-разделительным суждением.

Разум

Разум – способность мыслить логически, опираясь на ценности жизни и свободы человека, используя ресурсы для совершенствования технологий и обеспечения благополучия всех людей на планете в максимально достижимой (на текущем уровне технологий) гармонии с другими людьми и природной средой.

Расстояние

Расстояние (в физическом пространстве) – пространственная продолжительность между двумя точками. Расстояние определяется по наикратчайшему пути, соединяющему обозначенные точки. Расстояние может быть выражено посредством линейной величины ограниченной указанными двумя точками.

Комментарий:
Физическое пространство существует объективно, т.е. независимо от сознания того, кто его пытается измерить. Сам физический размер пространства не зависит от степени точности измерения размера пространства. Иначе говоря, необходимо различать само пространство и процедуры его измерения. Так длина метра никак не изменится если на метровой линейке начертить тысячные или миллионные, или триллионные доли миллиметра. Метр поделенный мысленно (или с помощью измерительной линейки) на триллион делений все равно останется метром.

Реальность

Реальность – форма бытия, обусловленная возможностями восприятия и осознания. В этом смысле, реальность – это жизненный мир субъекта. Реальность для субъекта делится на субъективную реальность и объективную реальность.

Необходимо отличать от действительности.

Регресс

Регресс – (в описательном смысле) – движение назад, процесс отката изменений (напр., регресс болезни). Противоположно прогрессу.

Регресс – (в оценочном смысле) – то же, что процесс деградации.

Ресурс

Ресурс – имеющаяся в распоряжении материя, энергия, сила. Ресурсами обычно выступают материалы, орудия, время, деньги, знания, здоровье, психическое состояние и др.

Рефлекс

Рефлекс – автоматическая, управляемая нервной системой, реакция организма на раздражитель. Безусловный рефлекс – является следствием устройства организма (напр., реакция зрачка на свет). Условный рефлекс – результат научения (напр., выделение слюны в ответ на звонок, который некоторое время включали непосредственно перед подачей пищи).

Необходимо отличать от инстинкта.

Рефлексия

Рефлексия – (осознавание) – процесс и результат наблюдения, в ходе которого субъект осознаёт то, что с ним и вокруг него происходит, обнаруживает и интерпретирует причины и способы своей внешней или внутренней деятельности.

Рефлексия (способность) – способность отдавать себе отчет в том, что происходит на внутреннем и внешнем планах.

Рефлексировать – (умственное действие) – сопоставлять получаемые в процессе наблюдения данные с уже имеющимися знаниями, создавать интерпретации результатов анализа данных наблюдения.


Страница:  1  2  (Далее)
  Все