Это развивающийся словарь основных понятий, без владения которыми вербальное логическое мышление крайне затруднено. По смыслу этот словарь является частью онлайн курса "Развитие логики мышления". Определения в этом словаре корректируются, т.е. не являются исчерпывающими и завершенными, равно как и не противоречат современным достижениям в области философии и науки. Человек с развитым логическим мышлением способен раскрыть содержание любого из представленных понятий учитывая контекст в котором и позицию (например, роль, функцию) из которой производится определение. Поэтому рассматривайте словарь как тренажёр для развития умения использовать главный закон логики – закон тождества. При работе с определениями важно помнить, что обозначаемое (например, вещь) не есть то, чем оно обозначается (слово), в том числе, когда словами описывается сам язык или другие слова языка: обозначаемое и обозначающее – это не одно и то же. Ценность создаваемых с помощью слов моделей (образов) мира в том, что они предоставляют соответствующие моделям возможности обращения с миром – другие модели могут открыть другие возможности. При работе с определениями также важно отличать три разных задачи, смешение которых в мышлении или беседе приводит к нарушению закона тождества и делает корректное мышление или общение невозможным (наиболее часто смешивают две первых задачи):
1) задачу отнесения чего-либо к данному термину (напр., корректно ли относить яблоки к фруктам) – эта задача решается методом сличения свойств определяемого объекта с определением термина; при этом содержание термина ни в коем случае нельзя изменять;
2) задачу пересмотра определения термина (напр., какие признаки должно в себя включать определение фрукта) – эта задача ставится при обнаружении логических противоречий в содержании термина, как правило посредством получения новых данных о мире; к примеру, оказалось, что не все лебеди белые и значит свойство "белый" должно быть исключено из списка признаков, определяющих лебедей;
3) задачу создания нового термина (напр., обнаружили или синтезировали новое вещество) – эта задача ставится при обнаружении или создании чего-то принципиально нового, что невозможно отнести к уже известным категориям и поэтому должен быть сконструирован новый термин, позволяющий идентифицировать неизвестный ранее феномен, отличить его от любых других).
Понятия из словаря подсвечиваются во всех курсах этой платформы (для этого он вынесен в отдельный курс). Клик по такому подсвеченному слову или словосочетанию открывает карточку со значением понятия.