Познавательная позиция – избранная субъектом познания роль, определяющая ракурс рассмотрения объекта, выделяемые для восприятия (познания) свойства объекта и, как следствие, вид формируемых субъектом смыслов (описательный, оценочный, онтологический, гносеологический, или др.).
Основные познавательные позиции:- описательная – субъект в роли непредвзятого наблюдателя (описывает, констатирует факты);- оценочная – субъект в роли заинтересованного участника (оценивает, выражает отношение к фактам);- онтологическая – субъект в роли исследователя (объясняет то, что существует и то, как оно существует – сообщает о результатах познания реальности; например, структура онтологического определения яблока: "яблоко" – это фрукт... и далее перечисляются признаки яблока, отличающие его от других фруктов);- гносеологическая – субъект в роли методолога (сообщает о рефлексии процесса и способов познания того, что существует – сообщает о процессе познания, приведшему к результату; например, структура гносеологического определения яблока: "яблоко" – это представление о реальности, возникающее в результате следующих процедур познания... и далее перечисляются познавательные действия, результатом которых будет представление о яблоке).
Комментарий:Если познавательные позиции передающего и принимающего смысл не совпадают, то происходит подмена предмета общения и коммуникация нарушается (каждый начинает говорить или думать о чем-то своем).
» Словарь