Формирующая парадигма (дуалистическая, диалектическая, психотехническая) – совокупность общих принципов познания, предполагающих видение предмета познания как процесса – зависимого от преобразующей деятельности исследователя (процесс изучается как взаимодействие познающего сознания, процедур познания, предмета познавательной деятельности, а также сознания познаваемого, если познаваемым выступает человек, группа, общество или какой-либо результат культурной практики). Главной задачей психотехнического познания является редукция предмета исследования до практики, описываемой закономерностями преобразования, в том числе преобразования самого деятеля. Основными способами познания являются преобразующие методы исследования (когда метод познания выступает одновременно и как метод преобразования), так ключевым методом является формирующий эксперимент, где экспериментатор находится не в роли абсолютного наблюдателя, а внутри контекста эксперимента, как соучастник в данной практике. При этом логические рассуждения должны быть проверены в опыте, а опытные наблюдения должны независимо обосновываться логическим путем. Ключ к психотехническому исследованию – изменение, позволяющее создать «новое», направлять, осуществлять преобразования. Однако любое изменение, всякое новое преобразование или даже формулировка закономерностей преобразования должны подтверждаться иными данными (другими практиками), отличными от тех, на основании которых они были предложены – иными как минимум по методу получения данных.
Необходимо отличать от:- герменевтической парадигмы- естественнонаучной парадигмы
» Словарь