Предпосылочный контекст употребления понятий

Предпосылочный контекст употребления понятий – (функция парадигмы) контекст, определяющий содержание и логические связи основных категорий мышления (самых общих понятий). Предпосылками, задающими данный контекст оказываются (часто неявно) ответы на вопросы: что есть «Мир», что есть «Я» и что есть отношения между «миром» и «Я». В отношении данных вопросов логически выводимы три таких предпосылочных контекста, формируемых парадигмами: естественнонаучная парадигма, герменевтическая парадигма, формирующая парадигма.

Примеры различий в содержании понятий между тремя парадигмами:

 

Естественнонаучная

Герменевтическая

Формирующая

Человек

биологический объект; материальная система

личность; субъект; индивидуальность

социализированный индивид; деятель

Личность

конкретный человек или художественное понятие;

совокупность системных свойств человека, определяющих характер его поведения

в персонализме – высшая форма развития человека, где «Я» – развитая личность, вершина личности;

в трансперсонализме – все социальное в человеке (противостоящее подлинному «Я»)

субъект деятельности (момент деятельности);

инструмент и результат взаимодействия человека с миром культуры

Поступок

совокупность объективно наблюдаемых действий и их последствий

субъектный акт выбора в ситуации конфликта ценностей, принятие решения

процесс и результат преобразующей деятельности, имеющие самостоятельный смысл

Рефлексия

действия или форма организации обратной связи, направленные на описание происшедшего

способность субъекта отдавать себе отчет в том, что происходит на внутреннем или внешнем плане

процесс осознания субъектом внутренних или внешних феноменов

Фено́мен

наблюдаемое явлениеобъективная вещь или событие потенциально описываемое объективными законами (яблоко)

явление в сознании, рефлексируемое как содержание сознания (образ яблока, смысл яблока)

разделяемое или создаваемое явление, акт взаимодействия деятеля со средой, явление делания (выращивание, использование яблока)

Смысл

назначение, роль объекта или действия, наблюдаемые последствия события

интеллектуальное переживание знания сущности чего-либо, индивидуальная форма существования знания

реализуемый замысел, сотворение события (как "значения для субъекта" в действии)

» Словарь