Обзор глоссария по алфавиту

А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  3  4  5  (Далее)
  Все

П

Парадигма

Парадигмасистема наиболее общих принципов познания, предполагающих определенное видение того, как искать ответы на вопросы: что есть «Мир», что есть «Я» и что есть отношения между «миром» и «Я». Это значит, что парадигма предлагает определенное понимание того, что есть проблема исследования, объект и предмет исследования, определяет ключевые методы исследования и правила к истолкованию полученных результатов. Поэтому парадигма может пониматься как общая логика исследования. В рамках парадигмы строятся концепции, позволяющие создавать теории. Парадигма является предпосылочным контекстом употребления понятий и таким образом существенно влияет на содержание понятий.

Необходимо различать:
- естественнонаучную парадигму (материалистическую, позитивистскую, объективистскую);
- герменевтическую парадигму (идеалистическую, субъективистскую);
- формирующую парадигму (дуалистическую, диалектическую, психотехническую).

Подробнее о парадигмах см. в пособии:
Лёвкин В.Е. Методологические основы психологии: учебное пособие / Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2011. 248 с. URL: https://library.utmn.ru/dl/PPS/Levkin_254_UP_2011.pdf/info

Парадокс

Парадокс (ан­ти­но­мия, апория) – разновидность нарушения закона тождества, а именно высказывание или целое умозаключение, которое противоречит себе (например, парадокс "Я лгу") или противоречит действительности, но сохраняет видимость обоснованности (например, па­ра­докс «Ку­ча»: Одно зерно – не куча, два зерна – не куча, три зерна – не куча, и так далее, если докладывать по одному зерну, то куча не образуется. Значит она не образуется никогда?).

Комментарий:
Парадоксы – это всегда нарушение закона тождества, поэтому их популярные формулировки (апории) являются замечательным способом тренировки и проверки умения применять закон тождества в мышлении. Чтобы решить парадокс нужно четко определить предмет мышления, понять какое размытое понятие (или понятия) необходимо ясно определить или обнаружить подлог, подмену понятий.

Параметр

Параметр – аспект, сторона выбранного для оценки свойства. Примеры параметров: температура воздуха, длина доски, возраст человека, генетический пол человека, уровень логического мышления человека. Параметр фиксируется как значение по выбранной шкале (градусы Цельсия, сантиметры, годы, мужской\женский, высокий\средний\низкий). Для оценки параметра могут использоваться средства (инструменты, способы), позволяющие получить наблюдаемое значение (показатель). Например, сантиметры на ленте измерительной рулетки могут использоваться в роли показателя длины доски, а баллы по тесту могут служить показателем уровня логического мышления.

Необходимо отличать от:
- критерия
- показателя

Например, одним из критериев оценки состояния человека может быть критерий его физической тренированности (спортивной формы). Для оценки спортивной формы потребуется измерить параметры: силу, гибкость, выносливость, координацию, быстроту и др. Для измерения параметров нужны средства (инструменты, способы), позволяющие получить величину параметра (показатель параметра) по выбранной шкале. Например, при получении значка ГТО величину параметра "координация" оценивают (в том числе) с помощью показателя "попадание мяча в заданный сектор" в упражнении "Метание мяча весом 150 грамм".

Пароль

Парользнак или совокупность знаков, используемых для доступа к ресурсам. Паролем может быть слово или целое сообщение, а в компьютерных технологиях это как правило случайная последовательность символов.

Комментарий:
Есть смысл следовать тем рекомендациям к паролям, которые указаны на сервисе, требующем пароль. Надёжный пароль в настоящее время – это случайная последовательность символов (не менее 8, а желательно не менее 11), включающая символы латинского алфавита разного регистра, цифры и специальные символы. Пример надёжного пароля: c6Mu~74z87Fb@kj2EL. Хранить пароли лучше всего в специальном приложении, а в важных сервисах (почта, банки, социальные сети) обязательно настроить восстановление пароля по номеру телефона и, желательно, с двухфакторной аутентификацией (например, кроме пароля на сайте в компьютере потребуется нажать "да" на телефоне или ввести код из СМС).
Пароли состоящие из даты рождения или известных слов, в том числе русских на латинице и написанных задом наперёд, и с заменой отдельных букв цифрами или символами (вроде "о" на "0", "а" на "@") – легко подбираются автоматическими средствами.

Пересечение

Пересечение (в общем смысле) – процесс и результат формирования общей части у частично перекрывающих друг друга областей или объёмов (пространства, понятий, фигур, координат, и т.д.). Примеры: общая точка у пересекающихся прямых; общая часть у пересекающихся троп в лесу; общие объекты в объёме разных понятий.

Пересечение (перекрещивание) (вид отношения совместимых понятий) – объёмы понятий частично совпадают, но у каждого из сравниваемых понятий имеются свои несовпадающие части (напр.: "инженер" "москвич": не каждый инженер живёт в Москве, и не каждый москвич является инженером).

 

Поведение

Поведение процесс изменения действий объекта под влиянием внутренних и внешних факторов.

Подход

Подход – способ решения задачи; набор оснований для поиска ответа на вопрос (напр., "системный подход" в науке).

Подход – попытка (напр., в тяжелой атлетике).

Подход – приемлемый доступ к объекту (напр., "подход к зданию", найти "подход к человеку").

Подчинение

Подчинение – (в общем смысле) – процесс и результат формирования отношения между объектами сравнения, состоящего в исполнении одним объектом (подчинённым) команд другого объекта (подчиняющего).

Подчинение – (вид отношения совместимых понятий; родо-видовые отношения) – объём одного из понятий (видового, подчиненного) является частью объёма другого, более широкого (родового, подчиняющего) понятия (примеры: «студент-биолог» – «студент», «берёза» – «дерево», «шкаф» – «мебель»).

 

Позитивное мышление

Позитивное мышление – продуктивное и оптимистичное по характеру мышление, предметом которого является поиск нового знания, решение проблемы, создание эффективных средств решения практических задач, формирование гармоничных отношений партнерства и сотрудничества. Позитивное мышление формирует положительные эмоциональные состояния и создает основу для дружественного поведения.

Противоположное понятие – негативное мышление.

Позиция

Позиция – расположение относительно заданных объектов.

Комментарий:
Термин "позиция" приложим к объектам объективного и субъективного мира. Для материальных объектов позиция – это положение в пространстве или положение относительно других объектов. Субъект может выражать позицию по вопросу (свои убеждения), отстаивать позицию (доказывать верность своих убеждений) или давать определение чему-то исходя из позиции (например, говорить с позиции выполняемой им роли, должностных функций, с позиции каких-либо ценностей или из какой-либо познавательной позиции т.д.).

Познавательная позиция

Познавательная позиция – избранная субъектом познания роль, определяющая ракурс рассмотрения объекта, выделяемые для восприятия (познания) свойства объекта и, как следствие, вид формируемых субъектом смыслов (описательный, оценочный, онтологический, гносеологический, или др.).

Основные познавательные позиции:
- описательная  субъект в роли непредвзятого наблюдателя (описывает, констатирует факты);
- оценочная  субъект в роли заинтересованного участника (оценивает, выражает отношение к фактам);
- онтологическая  субъект в роли исследователя (объясняет то, что существует и то, как оно существует – сообщает о результатах познания реальности; например, структура онтологического определения яблока: "яблоко" – это фрукт... и далее перечисляются признаки яблока, отличающие его от других фруктов);
- гносеологическая  субъект в роли методолога (сообщает о рефлексии процесса и способов познания того, что существует – сообщает о процессе познания, приведшему к результату; например, структура гносеологического определения яблока: "яблоко" – это представление о реальности, возникающее в результате следующих процедур познания... и далее перечисляются познавательные действия, результатом которых будет представление о яблоке).

Комментарий:
Если познавательные позиции передающего и принимающего смысл не совпадают, то происходит подмена предмета общения и коммуникация нарушается (каждый начинает говорить или думать о чем-то своем).

Познание

Познание процесс получения или выработки знаний.

Различают учебное познание (изучение уже имеющегося в культуре знания) и научное познание (создание нового знания посредством научного исследования). В обыденном сознании «познать» что-либо означает «пережить это», «иметь в опыте». В философском сознании, «познать» означает ясно указать на сущность и причины того или иного явления, непротиворечиво описать изучаемое явление. В научном сознании, «познать»это значит описать и объяснить явление на современном научном языке.

Показатель

Показатель – наблюдаемое значение какого либо средства оценки или измерения, позволяющее оценить какой-то параметр. Примеры параметров: температура, вес, кислотность водного раствора, уровень логического мышления. Примеры показателей: длина столбика термометра (показывает температуру), положение стрелки весов (показывает вес), цвет индикаторной полоски (показывает кислотность водного раствора), количество килограмм поднятой штанги (показывает силу спортсмена), число правильно решенных логических задач в тесте на логику мышления (показывает уровень логического мышления). 

Необходимо отличать от:
- критерия
- параметра
- признака

Например, одним из критериев оценки состояния человека может быть критерий его физической тренированности (спортивной формы). Для оценки спортивной формы потребуется измерить параметры: силу, гибкость, выносливость, координацию, быстроту и др. Для измерения параметров нужны средства (инструменты, способы), позволяющие получить величину параметра (показатель параметра) по выбранной шкале. Например, при получении значка ГТО величину параметра "сила" оценивают (в том числе) с помощью показателя "число подтягиваний" в упражнении "Подтягивание из виса на высокой перекладине (турнике)".

Пол организмов

Пол организмов (биологический пол) – совокупность генетически детерминированных признаков особи, морфологических и физиологических особенностей организма, определяющих её роль в процессе оплодотворения.

Необходимо отличать от:
- гендера
- гендерной идентичности

Понимание

Понимание процесс и результат осмысления воспринятого содержания с помощью понятий. Понимает, значит может непротиворечиво выразить в понятиях.

Понимание процесс обращения неизвестного в известное, включение нового элемента в систему знаний, отраженных в системе категорий в сознании субъекта понимания.

Понимание процесс осознания (субъектом понимания) причин явления (объекта понимания) и его следствий. Результатом понимания является способность описать данные причины и следствия на языке понятий. В общении, для обнаружения сущности сообщаемого часто требуется необходимый для этого уровень сопереживания, позволяющий отразить в сознании не только описательную, но и оценочную составляющую сообщения, передаваемого собеседником смысла (когда требуется понять чувства или отношение).

Понять правильно истолковать воспринятое, верно отразить сущность воспринятого в понятиях. Способность понять связана как со сложностью объекта понимания, так и с уровнем развития понимающего субъекта, его знаний и опыта. Например, какое-либо сообщение может быть простым и не требовать даже времени для его адекватного понимания, но может требовать значительного времени (объяснять долго), а во многих случаях требует и специальных знаний (без которых понять невозможно), но нередко понимание требует и времени, и знаний одновременно (чтобы включить воспринимаемое в систему знаний). Однако, случается, что и этого недостаточно, от понимающего требуется ещё соответствующий сообщению уровень сознания (характеризующийся, например, отсутствием эгоцентризма), без которого объяснять можно сколько угодно долго и всё равно понимание не возникнет.

 

Понятие

Понятие – мысль, которая отображает общие и существенные признаки предметов.

Понятие – одна из основных (наряду с суждением и умозаключением) форм мысли, представляющая собой обобщение существенных свойств чего-либо.

Комментарий:
Вербально сформулированное понятие является вербальным определением и содержит как знания о существенных признаках определяемого объекта (содержание понятия), так и знание о круге предметов, на которые данное понятие распространяется (объём понятия). Наиболее общие понятия принято называть категориями (материя, пространство, движение, отношение, качество, количество, состояние, субъект, объект, и т.д.).

Одно и то же понятие может быть сформулировано разными словами (напр., «тот, кто победил» и «победивший»). Возможно и обратное: одно и то же слово может означать разные понятия, различаемые по контексту употребления (напр., коса – сельскохозяйственное орудие для косьбы травы; коса – пряди волос, сплетённые вместе; коса – длинная узкая отмель, идущая от берега; коса – узкая полоса леса).

Понятия могут находиться в разных отношениях с другими понятиями (см. отношения между понятиями). Например, совместимые понятия могут быть тождественными, пересекающимися, подчинёнными или подчиняющими, быть частью целого или целым по отношению к части. В свою очередь несовместимые понятия могут быть соподчиненными, противоположными, противоречащими.

Нужно отличать от:
термина
определения

Поступок

Поступок ответственный и реализованный на практике выбор в условиях конфликта ценностей.

Необходимо отличать от действия.

Потребность

Потребность – (нужда) – слово для обозначения зависимости живой системы от конкретных объективных условий её существования и развития (от наличия воздуха, наличия воды, наличия пищи, возможности осуществлять движение и т.д.).

Потребность (переживание нужды) субъективное отражение объективной недостаточности в чем-либо. Напр., ощущение жажды (отражает потребность в воде), ощущение голода (отражает потребность в пище) и т.д. В отличие от желаний или интересов, которые могут быть целиком субъективными, переживание потребности отражает состояние объективной нехватки каких-либо ресурсов, необходимых для осуществления жизнедеятельности системы (напр., личности человека). Но поскольку "жить не значит просто существовать", то выделяют и различные уровни потребностей (напр., базовые и высшие) и виды потребностей (напр., физиологические, социальные, духовные).

Необходимо отличать от:
- мотива
- цели
- смысла
- интереса
- желания

Правда

Правда – сообщение, форма и содержание которого не противоречат друг другу; сообщение, в содержании которого субъект сообщения не сомневается. Человек может говорить правду или считать что-то правдой, но при этом может заблуждаться (ошибаться).

Комментарий:
Необходимо отличать от истины.

Предельный смысл

Предельный смысл – самодостаточный, самоценный для субъекта смысл. Т.е. смысл является предельным, если не служит инструментом достижения чего-то более значимого и ценного для этого человека, если не является необходимой ступенью для чего-то более важного, а важен сам по себе.

Комментарий:
Чтобы найти свой предельный смысл чего-либо (например, совершаемого действия) нужно спрашивать себя, задавать себе вопросы "зачем?" (в разных формах) до тех пор, пока не обнаружится "конечное (предельное) зачем". Например: "зачем я это делаю?", и получив ответ снова: "что мне это даст?", и далее: "что в полученном результате будет самого ценного?", "зачем мне это?" и тому подобные вопросы.

Предмет

Предмет – часть субъективной или объективной реальности, которая находится в фокусе внимания деятеля в процессе какой-либо активности. В зависимости от характера активности выделяют виды предметов – предмет мышления, предмет труда, предмет исследования, предмет спора, предмет обожания и т.д.

Предмет исследования

Предмет исследования – заданная проблемой исследования часть объекта исследования, а именно то, что необходимо познать, чтобы решить проблему исследования (т.е. создать необходимое, но отсутствующее новое знание, позволяющее преодолеть реальные трудности субъектов деятельности).

Предмет труда

Предмет труда – то, над чем трудятся, к чему прикладывают направленные усилия (в т.ч. посредством инструментов).

Предположение

Предположение – непроверенное представление о чем-либо, догадка.

Предпосылочный контекст употребления понятий

Предпосылочный контекст употребления понятий – (функция парадигмы) контекст, определяющий содержание и логические связи основных категорий мышления (самых общих понятий). Предпосылками, задающими данный контекст оказываются (часто неявно) ответы на вопросы: что есть «Мир», что есть «Я» и что есть отношения между «миром» и «Я». В отношении данных вопросов логически выводимы три таких предпосылочных контекста, формируемых парадигмами: естественнонаучная парадигма, герменевтическая парадигма, формирующая парадигма.

Примеры различий в содержании понятий между тремя парадигмами:

 

Естественнонаучная

Герменевтическая

Формирующая

Человек

биологический объект; материальная система

личность; субъект; индивидуальность

социализированный индивид; деятель

Личность

конкретный человек или художественное понятие;

совокупность системных свойств человека, определяющих характер его поведения

в персонализме – высшая форма развития человека, где «Я» – развитая личность, вершина личности;

в трансперсонализме – все социальное в человеке (противостоящее подлинному «Я»)

субъект деятельности (момент деятельности);

инструмент и результат взаимодействия человека с миром культуры

Поступок

совокупность объективно наблюдаемых действий и их последствий

субъектный акт выбора в ситуации конфликта ценностей, принятие решения

процесс и результат преобразующей деятельности, имеющие самостоятельный смысл

Рефлексия

действия или форма организации обратной связи, направленные на описание происшедшего

способность субъекта отдавать себе отчет в том, что происходит на внутреннем или внешнем плане

процесс осознания субъектом внутренних или внешних феноменов

Фено́мен

наблюдаемое явлениеобъективная вещь или событие потенциально описываемое объективными законами (яблоко)

явление в сознании, рефлексируемое как содержание сознания (образ яблока, смысл яблока)

разделяемое или создаваемое явление, акт взаимодействия деятеля со средой, явление делания (выращивание, использование яблока)

Смысл

назначение, роль объекта или действия, наблюдаемые последствия события

интеллектуальное переживание знания сущности чего-либо, индивидуальная форма существования знания

реализуемый замысел, сотворение события (как "значения для субъекта" в действии)

Предрассудок

Предрассудок – (предварительное рассуждение) – коллективное, заранее сформированное представление (суждение), в истинности которого человек уверен, без достаточных на то оснований. Предрассудком становится суждение, которое передаётся в данной общности из поколения в поколение и принимается субъектом в процессе воспитания некритически. Предрассудок является примером распространённого нарушения логического закона достаточного основания.

Предрассудок – (в оценочном смысле) – устаревшее заблуждение.

Необходимо отличать от:
- предубеждения
- мнения

Представление

Представление – (в широком смысле) – результат восприятия, а также мыслительной обработки результатов восприятия (напр., иметь представление о чём-то).

Представление – (в психологии) – способ или форма отражения чего-либо в психике. Это отражение существует в форме образа какой-либо модальности (визуальной, аудиальной, кинестетической, вербальной), в форме совокупности этих образов или в форме абстракции. Например, информацию о чем-то можно представить (вообразить самому или продемонстрировать кому-то) в каком-то виде или в какой-то форме – диаграммы, текста, изображения, и т.д.

Предубеждение

Предубеждение – (предварительное убеждение) – индивидуальное, заранее сформированное и эмоционально окрашенное представление, в истинности которого человек уверен, но без достаточных на то оснований. Предубеждение является примером распространённого нарушения логического закона достаточного основания.

Предубеждение – (в оценочном смысле) – неадекватное, ошибочное отношение к чему-либо, сформированное из-за ложных интеллектуальных установок.

Необходимо отличать от:
- предрассудка
- мнения

Признак

Признак – отражение в сознании свойства (атрибутивный признак) или отношения (релятивный признак) объекта, указывающее на принадлежность этого объекта к какой-то категории объектов (напр., красный, металлический, щелочной, болтливый, болезнетворный, и т.д.). Достаточное количество существенных признаков позволяет идентифицировать (опознать) объект. Само свойство объекта принадлежит объекту, а признак, как образ свойства, принадлежит сознанию, является отражением в сознании свойств объекта.

Признак – сторона характеристики объекта, то есть всё то, что так или иначе характеризует объект, делает его не похожим (отличительный признак) или похожим (неотличительный признак) на другие объекты, как со стороны наличия (положительный признак), так и со стороны отсутствия (отрицательный признак).

Существенные признаки – признаки, отражающие сущностные стороны, свойства какого-то объекта и поэтому позволяющие опознать (обнаружить, выявить) этот объект, отличить его от других объектов. Список существенных признаков объекта составляет значительную часть вербального определения объекта (напр., его понятия в словаре, но в понятии, кроме знания о существенных признаках содержится и знание о круге предметов, на которые данное понятие распространяется).

Несущественные признаки – признаки, отражающие второстепенные с точки зрения обнаружения объекта его стороны или свойства, присущие объекту, но не позволяющие отличить его от других сходных по этим признакам объектов.

Необходимо отличать от:
- свойства
- критерия
- параметра
- показателя

Принуждение

Принуждение – (вид применения силы) – преднамеренное применение силы против воли другого (принуждаемого) с целью вынудить его к определённым действиям или состояниям. В результате принуждаемый вынужден выполнить или испытать то, к чему его принуждают. Принуждение бывает позитивным по последствиям, когда повышает жизнеспособность того, кого принуждают (например, в случае обездвиживания для целей проведения медицинской операции, или в случае принуждения ребёнка мыть руки перед едой и т.д.) и бывает негативным по последствиям, когда снижает жизнеспособность того, кого принуждают (например, в случае шантажа, нападения с целью ограбления и т.д.).

Необходимо отличать от:
- агрессии
- насилия

Присваивание

Присваивание – (в общем смысле) – процесс формирования принадлежности одного объекта другому объекту, наделения объекта каким-то свойством, признаком, характеристикой.

Присваивание – (в логическом смысле) – процесс формирования принадлежности одного объекта (играющего роль логического сказуемого) другому объекту (играющему роль логического подлежащего).

Примеры:
- данную вещь забрал себе Вася (вещь присвоена Васей);
- данной вещью наградили Васю (вещь присвоили Васе);
- в суждении "Вася является прекрасным программистом" признак "прекрасный программист" присвоен "Васе" с помощью логической связки "является";
- в программном коде оператором присвоения данной переменной присвоили строку "Вася" (теперь, когда выполнится этот код, данная переменная получит значение "Вася").

 

Причина

Причина явление, которое предшествует следствию (другому явлению) и с неизбежностью порождает его.

Обычно нелегко отделить причину от достаточных условий, поскольку что-либо может выступить в роли причины только если есть необходимые и достаточные для этого условия. Однако в отличие от условий, причина определяет не возможность, а действительность (необходимость) бытия чего-либо.

Причиной явления оказывается такое конкретное изменение, которое делает текущий недостаточный набор условий достаточным для того, чтобы явление возникло.

Поскольку знание о причинах фиксируется в языке, то чтобы определить (сформулировать) причину чего-либо (т.е. следствия) необходимо, прежде всего, очень точно сформулировать это следствие. Причина выявляется логически и проверяется экспериментально (на практике).

Комментарий:
На примере поиска причины роста скелетных мышц  какой рост будет иметься в виду: за счет увеличения объема миофибрилл, или саркоплазмы, или простое увеличение объёма мышечной группы, или что-то ещё? Рост быстрых или медленных мышечных волокон, или их соотношения? Без точного определения того, что считать следствием невозможно ясно указать на причину. Для исследования причин теоретические (логически полученные) гипотезы проверяются экспериментально. Существуют разные экспериментальные планы. Например, проверяемое на роль причины изменение (к примеру, повышение концентрации гормона роста) называют "независимой переменной", а ожидаемый эффект (например, рост мышц) – "зависимой переменной". Прочие значимые условия (питание, отдых и т.д.) – учитывают и относят к "контролируемым переменным". Чтобы выделить действие "независимой переменной" выборку делят на две группы – экспериментальную и контрольную. В идеале, контрольная группа должна отличаться от экспериментальной только отсутствием действия независимой переменной. А на практике часто есть и другие отличия, поэтому надо суметь доказать, что эти отличия групп не существенны для проверки конкретной гипотезы. Если при изменении независимой переменной надёжно учитывается изменение зависимой (например, при повышении концентрации гормона роста мышцы начинают расти и этот рост значимо превышает показатели роста у членов контрольной группы), то говорят о наличии причинной (или причинно-следственной) связи. Именно возможность управлять явлением и прогнозировать его развитие доказывает, что "независимая переменная" действительно может выступать причиной (или вызывает к жизни причину) возникновения исследуемого явления. Однако с научной точки зрения, и этого не достаточно, чтобы объявить, что причина найдена. Можно претендовать на открытие причины только в том случае, если есть объяснение того как именно причина порождает следствие, т.е. если описан механизм (логически обоснованный способ, связанная последовательность действий), объясняющий переход от того, что мы определяем как причину к тому, что мы определяем как следствие. При этом объяснение впоследствии может быть уточнено или даже полностью изменено. В пример часто приводят изобретателей воздушного шара, братьев Монгольфье, которые в 1783 году экспериментально доказали, что можно поднять шар, наполняя его горячими газами, но объясняли это тем, что от горения смеси из шерсти и соломы образуется «электрический дым», способный поднять наполненное им лёгкое тело. Соссюр, позже, опроверг это объяснение, подняв шар нагреванием заключённого в нём воздуха с помощью введения в отверстие шара раскалённой железной полосы. Этот пример хорошо показывает, что сам по себе конкретный эксперимент ещё не доказывает правильности понимания причины – другой эксперимент может это понимание опровергнуть.

Важно отличать от:
- основания
- условия
- фактора

Причинная связь

Причинная связь (причинно-следственная связь) – согласованность изменений между предшествующим событием (причиной) и последующим событием (следствием). Причинная связь устанавливается с помощью эксперимента и подразумевает наличие механизма воздействия причины на следствие.

Необходимо отличать от корреляционной связи (статистической связи).

Проблема

Проблема – значимая трудность не имеющая готового решения, противоречие между необходимостью в определённых изменениях и ресурсами их осуществления.

Проблема научного исследования (научная проблема) – общезначимая трудность, для решения которой необходимо новое знание о предмете или способах деятельности.

Проверка гипотезы

Проверка гипотезы – процедура установления истинности или ложности проверяемого утверждения. В зависимости от содержания гипотезы её проверяют средствами констатации фактов или формирования фактов.

Для получения новых знаний для личности:
- изучение источников
- наблюдение за явлением

Для получения/проверки новых знаний в науке:
- констатирующий эксперимент (для описательных гипотез)
- формирующий эксперимент (для предсказательных гипотез)

Прогресс

Прогресс – (в описательном смысле) – движение вперёд, процесс приращения изменений (напр., прогресс скачивания файла). Противоположно регрессу.

Прогресс – (в оценочном смысле) – то же, что процесс совершенствования.

Пространство

Пространство – слово, обозначающее вместилище для каких-либо объектов и процессов (например, деятельности субъекта).

Субъективное пространство (пространство мышления) – внутренний план, воспринимаемый субъектом как изменяемый объём в котором происходит эмоциональное переживание, оперирование смыслами, построение образов (любой модальности) с помощью воображения.

Объективное пространство (физическое пространство) – существующий независимо от сознания нематериальный и не имеющий конечных границ объект. Пространство бесконечно во всех направлениях и неподвижно. Объекты имеющие физический размер находятся в физическом пространстве и движутся в нём.

Комментарий:
Физический размер какой-то части пространства не зависит от степени точности измерения этой части пространства. Иначе говоря, необходимо различать само пространство и процедуры его измерения. Так длина метра никак не изменится если на метровой линейке начертить тысячные или миллионные, или триллионные доли миллиметра. Метр поделенный мысленно (или с помощью насечек на линейке) на триллион делений все равно останется метром.

Противник

Противникиндивидуальный или коллективный субъект, занимающий противоположную сторону в деятельности или отношениях и стремящийся установить своё превосходство в отношении предмета противоборства (спорного предмета потребностей, желаний или интересов), то есть стремящийся победить – в игре, споре, конкурсе, конкуренции, в спортивном состязании, на поле боя и т.д.). Является родовым (более общим) понятием по отношению к понятиям: враг, соперник, конкурент.

Необходимо отличать от:
- врага
- соперника
- конкурента

Противоположность

Противоположность – (в общем смысле) – характеристика отношения между свойствами объекта (или объектов) как свойств находящихся на разных концах какой-то выбранной шкалы и различающихся по качеству (цвет, вес, и проч.) или количеству (много, мало) и поэтому невозможных одновременно (в одном и том же отношении) в одном и том же объекте (или объектах). Противоположные свойства не исключают возможность  существования (но в других объектах) каких-либо промежуточных ("третьих") вариантов свойств между данными противоположными (напр., серый цвет между черным и белым; один стакан пустой, другой наполненный, третий - полупустой, а в четвёртом лишь десятая часть заполнена; один костюм белый, другой чёрный, а третий серый; один телефон полностью исправный, другой полностью сломанный, а в третьем лишь некоторые функции перестали работать).

Противоположность (контрáрность) – (вид отношения несовместимых понятий) – объемы двух сравниваемых понятий не имеют общих элементов, поскольку содержание этих понятий описывает начало и конец какой-либо избранной шкалы (напр., "чёрный – белый" по шкале "светлоты" цвета; "храбрость – трусость" по шкале "смелости"), при этом оба сравниваемых понятия входят в объём одного и того же родового понятия, но не исчерпывают его полностью, тем самым допуская какой-либо "третий" вариант (напр.: "чёрный – белый" входят в понятие "цвет", но допускается "серый" цвет; "храбрость – трусость" входят в понятие "черты характера", но на шкале "смелости" между "храбростью" и "трусостью" можно выделить другие, промежуточные черты – "решимость", "робость", и др.). Каждое из противоположных понятий не только отри­цает своим содержанием другое, противоположное поня­тие (см. противоречие), но и утверждает взамен другого, противоположного, нечто новое, несовместимое с ним. Противоположными могут быть и объединения понятий в форме суждений (напр., "Сократ высокий" или "Сократ низкий"). Противоположные суждения допускают "третий" вариант (напр., "Сократ среднего роста").

Противоположныйлогически несовместимый, противопоставляемый по качеству (напр., черный – белый) или по количеству (напр., много – мало) как начало или конец какой-то выбранной шкалы.
 
Противопоставляемый – обозначаемый как логически несовместимый.

Противоречие

Противоречие (в общем смысле) – характеристика отношения между свойствами объекта (или объектов) как свойств взаимно отрицающих (полностью взаимоисключающих) друг друга (в одно и то же время, в одном и том же отношении) и не допускающих промежуточных ("третьих") вариантов свойств между данными противоречащими (напр., данный стакан пустой или не пустой; этот костюм светлый или не светлый; этот телефон исправный или не исправный).

Противоречие (контрадикто́рность) – (вид отношения несовместимых понятий) – объёмы понятий не совпадают, поскольку их признаки взаимно отрицают (исключают) друг друга (напр.: «наука» – «ненаука»). При этом противоречащие понятия полностью исчерпывают объём общего для них родового понятия, тем самым исключают наличие "третьего" варианта (напр., "способы познания" бывают "научные" и "ненаучные"). Противоречащими (взаимоисключающими) могут быть также суждения (напр., "Сократ жив" и "Сократ не жив"), и системы суждений (напр., противоречащие друг другу концепции). Противоречащие суждения не допускают "третьего" варианта (напр., логически недопустим вариант "Сократ полужив").

Противоречащийлогически отрицающий, исключающий то, с чем находится в отношениях противоречия.

Профессия

Профессия – условно выделенная область полезной (конструктивной) для общества деятельности.

Соответственно, профессионал – это человек обладающий высокой квалификацией (знаниями, умениями и навыками) в соответствующей области.

Комментарий:
Исходя из данного выше определения профессии выражение "профессиональный убийца" (про киллера) является логически ошибочным, поскольку человек убивающий других за деньги занимается не общественно полезной, а прямо противоположной деятельностью.

Процесс

Процесс – совокупность взаимосвязанных изменений.

Психика

Психика система процессов отражения и формирования субъектом внешней и внутренней действительности в форме ощущений, представлений, переживаний, смыслов, волевой активности и практической деятельности. Поскольку социальное устройство (структура культуры) интериоризуется человеком в процессе социализации, то частью психики является вся та общественная жизнь, в которую человек включён.

Психика системное свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении и преобразовании субъектом восприятия объективного мира, в построении картины мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Критерием наличия психики является чувствительность способность живой системы реагировать на биологически нейтральные стимулы (которые сами по себе не полезны и не вредны для организма). Объективно чувствительность проявляется в реагировании, а субъективно во внутреннем переживании, ощущении. Способность реагировать на биологически значимые воздействия называется раздражимостью. В отличие от чувствительности, раздражимость не имеет субъективного аспекта. Критерием наличия чувствительности является способность образовывать условные рефлексы.

Психическая активность

Психическая активностьпроцесс бытия субъекта, включающий ориентировку во внешних обстоятельствах и внутренних условиях, осознание индивидуальных ценностей как основы волевого выбора и намеренного производства поступка. Уровень психической активности отражается в понятии субъектность.

Психическая защита

Психическая защита (психологическая защита) – неосознаваемый способ сохранения душевного равновесия ценой утраты адекватности восприятия (обычно ценой утраты в восприятии существенной части информации и/или достоверности информации).

Примеры: вытеснение (специальное забывание), обесценивание (снижение значимости недостижимого), рационализация (создание приемлемого объяснения), отрицание (выбор позиции "это невозможно"), вымещение (отыграться на беззащитном), регрессия (возврат к детским моделям поведения), сублимация (использование энергии влечения не по адресу), компенсация (восполнение недостатка достижениями в другой сфере), и др. К основным психическим защитам относятся базовые ошибки восприятия.

Психическое состояние

Психическое состояние система качеств психики в заданный период времени.

Психическое состояние сочетание устойчивых (в рамках произвольно выделенного периода времени), но принципиально изменяемых качественных характеристик психики, отражающих её существенные свойства и отношения с окружающим миром.

Психология

Психология наука о психике, психической реальности и психической причинности. Смысл психологии в том, чтобы обнаружить причины и создать инструменты решения психологических проблем людей, в том, чтобы обеспечить совершенствование и счастье всех людей человечества.

Психологический относящийся к психологии (науке).

Психический относящийся к психике.


Страница:  1  2  3  4  5  (Далее)
  Все