Обзор глоссария по алфавиту

А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  3  4  5  6  (Далее)
  Все

С

Самоопределение

Самоопределение (самоидентификация) – процесс и текущий результат осознания собственного "Я" как источника волевой психической активности. Результат самоопределения проявляется как субъектность. Данной активностью субъект отвечает себе на вопрос: "кто я есть".

Самоопределение (самовоспитание) – процесс формирования свойств собственной личности с помощью направленной на это и рефлексируемой активности. Данной активностью субъект отвечает себе на вопрос: "каким я намерен быть". Результатом самоопределения становится личность.

Самоопределение (выбор) – предпочтение индивидуальным или коллективным субъектом формы своего бытия, в том числе по отношению к другим людям, обществу и миру в целом. Результат такого предпочтения проявляется в ценностях, нормах, целях, ролях, решениях, в общей направленности поведения, а также в позиции субъекта по конкретной проблеме. Данной активностью субъект отвечает себе на вопрос: "как именно я намерен быть" (вообще или в данной ситуации).

Самосознание

Самосознаниепроцесс и результат рефлексии деятельности собственного сознания, понимания себя как деятеля в окружающей культурной и природной среде.

Свобода

Свобода непрерывно и ответственно реализуемая на практике способность быть и определять форму своего бытия в максимально возможной на данный момент гармонии с другими людьми и природной средой.

Комментарий:
Свобода предполагает ответственность, что хорошо видно на примере свободы выбора: если человек не понимает отдалённых последствий выбора, то на самом деле не понимает между чем и чем выбирает (не видит к чему приведёт выбор), а значит и не определяет форму своего будущего бытия, и, следовательно, не свободен.
Свобода предполагает и поиск максимально возможной на данный момент гармонии с другими людьми и природной средой, поскольку враждебный к среде способ бытия обязательно вызовет сопротивление среды, а значит дальнейшее бытие будет вынужденно посвящено борьбе со средой, что наложит принципиальные ограничения на процесс существования и таким образом лишит свободы. Во взаимоотношениях со средой поиск гармонии даёт принципиально больше возможностей и повышает перспективную жизнеспособность, в отличие от враждебных действий, которые резко снижают перспективную жизнеспособность, а значит лишают самой основы свободы – возможности быть.
Невозможна свобода и без развитой воли (поскольку без способности инициировать действие нет свободы действий), а также свобода невозможна без способности мыслить логически (без возможности приходить к истине не может быть никакой ответственности, как способности предвидеть последствия действий). Люди не рождаются с развитой волей, с развитым абстрактным логическим мышлением, с ответственностью. Однако эти качества можно обрести в процессе образования, саморазвития и самовоспитания.

Свойство

Свойство – сторона качества (конкретная особенность, черта) какого-либо объекта, обуславливающая его различие или сходство с другими объектами и проявляющаяся во взаимодействии с ними (например, протяжённость, упругость, цвет, электропроводность и др.). Описать свойство, значит вычленить в мышлении какую-то сторону (аспект) реального объекта, его качества. Полное описание свойств объекта тождественно полному описанию объекта. Свойства объекта зависят от его природы (напр., к свойствам компьютерной программы можно отнести наличие и особенности визуального интерфейса, наличие конкретных функций, и т.д., а к свойствам письменного стола будут относиться его размеры, форма, материал и т.д.). Соответственно, свойства могут быть физическими (напр., несжимаемый), химическими (напр., окисляет железо), личностными (напр., устойчив к психологическому давлению), групповыми (напр., высокая сплоченность), и т.д.

Комментарий:
Необходимо отличать от характеристики.

Связь

Связь – согласованность изменений каких либо объектов. Связи могут быть жесткими и гибкими, непосредственными и опосредованными, положительными и отрицательными, и др.

Необходимо различать:
- причинная связь (причинно-следственная)
- корреляционная связь (статистическая)

Сексуальная ориентация

Сексуальная ориентацияхарактеристика романтического или сексуального влечения, или же их сочетания, к людям противоположного пола (гетеросексуальность), того же пола (гомосексуальность), к обоим полам (бисексуальность).

Необходимо отличать от:
- пола
- гендера
- гендерной роли
- гендерной идентичности

Секта

Секта – (в описательном смысле) – (лат. secta – школа, учение, от лат. sequor – следую), любая группа, отделившаяся от крупного течения (философского, мистического, религиозного, политического) и следующая за собственным лидером или исповедующая новую идею.

Секта – (в оценочном смысле) – организация, состоящая из людей объединённых общим мировоззрением (принимаемым как единственно верное) и противопоставляющих себя остальной части общества. Для сект характерны: 1) поклонение лидеру (или его образу) и удовлетворение потребностей действительных лидеров на фоне имитации решения экзистенциальных проблем членов секты; 2) монополия на истину и могущество (у нас единственно верное мировоззрение, а спасения, или денег, или любви, или просветления и т.д. можно достичь только с нами); 3) противопоставление остальной части общества (кто не с нами, тот против нас). Мотивы лидеров секты определяют вид секты, её масштаб и методы: харизматические (удовлетворение личных потребностей одного лидера), экономические (мошенническое обогащение группы лидеров), политические (создание сети влияния на социальные процессы). Религиозная или мистическая составляющая в сектах не обязательна, но как правило присутствует, поскольку позволяет эффективно снижать осознанность, подавлять логическое и критическое мышление и быстро приводит к десоциализации, изоляции членов секты от остальной части общества, что позволяет их затем использовать в интересах лидеров секты.

Тоталитарная секта (тоталитарный культ) – группа с жёстким авторитарным управлением, сознательно отрывающая человека от общества и ограничивающая его свободу выбора и самостоятельность мышления.

Деструктивная секта (деструктивный культ) – группа, учение и действия которой наносят вред физическому или психическому здоровью человека, негативно сказываются на его общественной, семейной и личной жизни.

 

Сигнал

Сигнал  смена состояния материального объекта (или совокупности объектов), которая имеет значение для передающего или принимающего сигнал устройства или воспринимающего сигнал субъекта.

Сила

Сила – форма существования энергии, направленное воздействие и его потенциал. Вид воздействия (напр., электромагнитное, механическое, химическое, биологическое, психологическое, социальное и др.) определяет вид силы, способ передачи энергии.

Сила – (в физике) – векторная величина воспринятого телом воздействия, характеризуется количественным значением силы, направлением силы, точкой приложения силы.

Сила мотива

Сила мотивавеличина суммарного напряжения потребностей, ассоциированных с образом достигаемого (мотивом). Сила мотива отражает субъективную значимость противоречия между психическим состоянием и образом мира, переживается как заряд мотивавеличина тяги к действиям, субъективно связанным с реализацией мотива.

Основные факторы, влияющие на силу мотива:

  1. Значимость образа достигаемого в поле актуальных жизненных потребностей. Чем выше напряжение жизненных потребностей, чем больше в представлениях индивида достижение мотива может повлиять на жизнь в целом, тем сильнее мотив.
  2. Достижимость мотива, реалистичность образа достигаемого – предвосхищение возможных исходов направленных усилий в конкретной ситуации с учетом условий среды и своих способностей.
  3. Вознаграждаемостьоценка соответствия между преследуемым результатом деятельности и предполагаемым вознаграждением. Чем выше оценивается вероятность получения искомого вознаграждения, тем больше заряжен мотив.
  4. Удовлетворенностьпредставление о том, как достижение мотива может снять напряжение потребностей, позволит обрести нечто необходимое или значимое для индивида.
  5. Справедливость – перенос опыта других индивидов на данную ситуацию и себя в ней, сравнение собственного опыта с представлением об опыте других, готовность иметь дело с последствиями своих действий, направленных на достижение мотиваответственность.

Научная статья о силе мотива>>

Веб-приложение для оценки силы мотива>>

Символ

Символ – (в описательном смысле) – образ с закреплённым за ним смыслом, знак или совокупность знаков с заданным полным значением.

Символ – (в описательном смысле) – образцовое воплощение смысла.

Комментарий:
Бывают символы пола, музыкальные, государственные, религиозные, астрономические, математические, компьютерные, и т.д.

Синтез

Синтез (логический приём) процесс соединения в одно целое расчле­нённых в анализе отдельных частей представления, понятия или системы понятий.

Синтез (в общем смысле) процесс, в ходе которого из соединения частей возникает качественно новый объект.

Система

Система – совокупность элементов, устойчивые связи между которыми обеспечивают функции или качества не принадлежащие ни одному элементу в отдельности (это имеется в виду, когда говорят: "система больше простой суммы своих частей").

Следствие

Следствие неизбежный результат действия причины.

Следствие – часть условного суждения, идущая после условия, выступающего в роли основания суждения.

Случайность

Случайность – характеристика процесса свершения события, как неконтролируемого субъектом.

Комментарий:
Случайное событие – это объективный процесс, ход которого не поддается контролю субъекта и достоверный результат которого не прогнозируется субъектом.

Смысл

Смысл – значение чего-либо для субъекта.

Смысл всегда субъективен, переживается как понимание значения (из какой-либо познавательной позиции) и понимание назначения (часто эмоционально окрашенное понимание), осознание главной функции или роли чего либо, но обязательно в отношении к субъекту, который это значение или назначение осмысливает.

Комментарий:
Смысл не может существовать в отрыве от контекста, поэтому одна и та же фраза, но сказанная в разных условиях несёт разный смысл.

Передаваемый с помощью высказывания смысл зависит также от познавательной позиции, из которой строится высказывание. Например, высказывание может сообщать о факте (описывать, констатировать его), а может сообщать об отношении к факту (оценивать его). Высказывание может нести онтологический смысл, то есть объяснять что и как существует (сообщать про само бытие, устройство бытия), а может нести гносеологический смысл, то есть рефлексировать процесс и способы познания того, что существует (сообщать про познание бытия, устройство процесса познания бытия). Если познавательные позиции передающего и принимающего смысл не совпадают, то происходит подмена предмета общения и коммуникация нарушается (каждый начинает говорить или думать о чем-то своем).

Событие

Событие – изменение состояния какого-либо объекта.

Совершенствование

Совершенствование (прогрессивное развитие) – процесс развития системы, в ходе которого система обретает новые степени свободы и могущества, становится более жизнеспособной, продуктивной, конструктивной, красивой и более гармоничной в отношениях с окружающей средой.

Совершенствование (усовершенствование) – оценка качественного изменения, произошедшего в системе вследствие накопления в ней прогрессивных изменений. В этом случае совершенствование рассматривается не как процесс улучшающих изменений, а как их результат – определённая новая стадия в прогрессивном развитии системы.

Содержание

Содержание – (в общем смысле) – то, что находится, присутствует внутри, из чего складывается то, что имеет форму (напр., содержание понятия, содержание книги, содержание сказанных слов и т.д.). В контексте объёма чаще говорят не о содержании, а о содержимом (содержимое кувшина, содержимое кастрюли и т.д.). Отношения между понятиями форма и содержание зависят от контекста употребления этих слов (например, форма может пониматься в простом геометрическом смысле, а может пониматься как способ организации чего-либо, в свою очередь содержание может мыслиться как то, что содержится (содержимое) или может пониматься как суть, представленная в данной форме, например, посредством слов или художественных образов). Как правило, понятие содержание применяют к объектам культуры, а не природы (напр., сообщают о содержании разговора, документа, поступка, но не говорят о содержании камня или солнца, то есть говоря о содержании обычно имеют в виду подразумеваемые или доступные к извлечению значения и смыслы).

Содержание понятия

Содержание понятия – знание о совокупности существенных признаков класса предметов.

Необходимо отличать от объёма понятия.

Сознание

Сознание – интериоризованная и субъективированная форма культуры. Сознание может пониматься как совокупность присвоенных и активно преобразуемых субъектом общественных отношений, транслированных во внутреннюю (переживаемую субъектом) форму психических функций посредством непрекращающейся в течение жизни социализации индивида. Социализация как механизм становления сознания осуществляется во многом посредством языка и опосредованной орудиями трудовой и творческой деятельности, поэтому сознание структурировано языком и другими орудиями освоения действительности, использование которых в процессе индивидуального развития человека формирует его специфически человеческие психические функции (словесно-логическое абстрактное мышление, речь, рефлексию, произвольную саморегуляцию, творческую активность).

Сознательное

Сомнение

Сомнение – (интеллектуальное переживание) – рефлексия отсутствия достаточных оснований для вывода (умозаключения).

Комментарий:
Зачастую сомнение сопровождает борьбу мотивов (противоречащих стремлений), но может характеризовать и критическое мышление в процессе восприятия каких-либо суждений в целом.

 

Соперник

Соперникиндивидуальный или коллективный субъект, действия которого угрожают реализации каких либо интересов другого субъекта.

Соперник – статус (роль) противника в отношениях соперничества с ним.

Необходимо отличать от:
- врага
- противника
- конкурента

Соперничество

Соперничество – (в обществе) тип межличностных или групповых отношений (а также стратегия поведения в конфликте), характеризующийся взаимным стремлением удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, в том числе с применением давления и манипуляций.

Соподчинение

Соподчинение – (в общем смысле) – совместное подчинение.

Соподчинение – (вид отношения несовместимых понятий) – сравниваемые понятия находятся в отношении подчинения (являются разными видами) по отношению к некоторому третьему понятию (родовому), но между собой у них нет общих элементов.

Пример: «студент-первокурсник» и «студент-третьекурсник» в отношении понятия «студент» (при этом имеется в виду один и тот же факультет одного и того же вуза).

Соревнование

Соревнованиеформа деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга и тем самым стимулируют друг друга на новые достижения. Нередко после соревнований соревнующиеся делятся секретами своих достижений с проигравшими, что делает их сильнее.

Комментарий:
Необходимо отличать от конкуренции, в которой противоположная сторона выступает в качестве реальной угрозы (например, проигравшая в экономической конкуренции организация перестаёт существовать или вынужденно меняет профиль – начинает заниматься иной деятельностью).

Ярким примером соревнования является соцсоревнование – соревнование по производительности труда между государственными предприятиями, цехами, бригадами и отдельными рабочими. При этом лучшие практики становились достоянием всех участвующих в соревновании сторон.

Состояние

Состояние – (в описательном смысле) – система качеств объекта в заданный период времени.

Состояние – (в оценочном смысле) – результат оценки субъектом возможности системы, объекта осуществлять свои функции (напр., находится "в хорошем состоянии", "в плохом состоянии").

Комментарий:
В онтологическом смысле (про бытие) состояние объекта – это сам объект на указанный период времени во всём единстве его качеств. В гносеологическом смысле (про познание) состояние объекта – это описание устойчивых (в рамках произвольно выделенного периода времени), но принципиально изменяемых качественных характеристик объекта, отражающих существенные свойства объекта и его отношения с другими объектами.

Атрибуты состояния:
- целостность (само состояние – это целое, лишь в познании разделяемое на аспекты и части);
- становление (состояние является результатом изменений, подвержено изменениям);
- сила (состояние объекта является основанием для будущих состояний объекта, влияет на состояние других, окружающих объектов).

С помощью категории состояния описывается бытие, становление и сила воздействия вещей, явлений и процессов.

Сотрудничество

Сотрудничество (в обществе) тип взаимопомогающих отношений, характеризующийся совместным и согласованным трудом ради достижения общей цели или более эффективного достижения непротиворечащих друг другу целей.

Софизм

Софизм – разновидность умышленного и замаскированного нарушения закона тождества. Софизм существует в форме вербальной уловки – ложного высказывания или целого умозаключения (обычно на основе подмены понятий), призванного убедить собеседника в чем-то или спровоцировать неправильный вывод. Пример: «Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога!». Софизмы могут использоваться для манипуляции сознанием, которое не умеет использовать закон тождества в мышлении, а также для тренировки мышления и вербальных навыков учеников.

Необходимо отличать от парадокса.

Социализация

Социализация – механизм становления сознания и личности в целом, в основном через процессы подражания, внушения, воспитания, обучения, трудовой деятельности внутри конкретной общности людей. В процессе социализации индивид взаимодействует с обществом – усваивает язык, нормы и правила взаимодействия с другими, получает знания и умения, которые дают ему возможность существовать и развиваться в данном обществе. Общности людей, их культуры, могут существенно различаться. Поэтому социализация может корректно рассматриваться только в рамках конкретной общности людей. В условиях конфликта культурных норм социализация в одной общности может приводить к десоциализации в другой.

Социокибернетика

Социокибернетиканаука о разумном самоуправлении общества как самоорганизующейся и развивающейся системы. Социокибернетика призвана найти научно обоснованный ответ (или ответы) на вопрос о том, как (какими методами) с опорой на имеющиеся ресурсы обеспечить радикальное повышение уровня и улучшение качества жизни всех людей на планете, обеспечить перспективную жизнеспособность человечества. Поскольку все социальные последствия существующей системы общественных отношений являются функциями её структуры, то ключевым предметом исследования в социокибернетике оказывается структура культуры и методы её трансформации, а также закономерности, отражающие связи между устройством общества и поведением людей. Понимание этих закономерностей позволяет без предубеждений проектировать общество будущего. Таким образом, в прикладном аспекте социокибернетика направлена на научно обоснованное проектирование более совершенных (гуманных и перспективных) форм социального устройства и общественной жизни в целом – способствующих развитию человека, раскрытию конструктивного человеческого потенциала и самореализации личности.

Сплоченность

Сплоченность характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и т.д., особенно значимым для группы в целом.

Необходимо отличать от командности.

Способ

Способ – конкретная последовательность действий, направленная на достижение цели, определённый процесс решения задачи конкретными средствами.

Необходимо отличать от:
метода
- технологии

Способность

Способность – свойство объекта, определяющее возможность осуществлять что-либо.

Способности (личности) – (в онтологическом смысле) – свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (учебной, производственной, научной и др.). Способности проявляются в том, как быстро, глубоко и прочно человек овладевает способами и приёмами некоторой деятельности (знаниями, умениями, навыками).

Способности (личности) – (в гносеологическом смысле) – характеристика индивидуальной меры выраженности тех свойств личности, от которых зависит успешность освоения и качественное своеобразие реализации деятельности конкретного человека.

Справедливость

Справедливость – оценочная характеристика соразмерности, соответствия действия (вклада, усилий) и ответного результата (вознаграждения или других последствий).

Сравнение

Сравнение – (логический приём) процесс установления сходства и различия объектов. Чтобы понятия можно было сравнивать в их содержании должен быть хотя бы один общий признак (такие понятия называют сравнимыми). Если в содержании понятий нет ни одного общего признака, такие понятия называют несравнимыми.


Сравнимые понятия

Сравнимые понятияпонятия, у которых есть ближайшее общее родовое понятие. Ближайшим будет такое родовое понятие, путём деления которого по одному-единственному основанию можно получить сравниваемые понятия.

Комментарий:
Так, для понятий "красный" и "зелёный" общим ближайшим родовым понятием будет "цвет". В содержании сравнимых понятий есть общий признак (позволяющий объединить понятия в общее для них родовое понятие), но также есть и признак, позволяющий различить сравнимые понятия внутри общего для них родового понятия. Этот признак является основанием деления родового понятия на видовые (например, "цвет" можно разделить по основанию "длина отраженной электромагнитной волны" на разные цвета, среди которых будет и "красный", и "зелёный"). Ещё пример: "преподаватель" и "психолог" – это сравнимые понятия, их ближайшим родовым понятием будет "профессия", при этом понятие "профессия" можно разделить по основанию "предмета деятельности" на разные виды профессий, к которым относятся и "преподаватель", и "психолог".

Средство

Средство – ресурс (например, орудие, метод), избранный для достижения цели.

Стадия

Стадия – часть процесса развития, существенные изменения в системе, разворачивающиеся в определенный период времени и позволяющие отделить одну стадию от другой.

Степень

Степеньотносительная мера по какой-либо заданной шкале, системе (как степень опасности, степень родства, учёная степень, степень достижения результата, степень свободы и т.д.).

Степеньобобщённая количественная оценка чего-либо (как количественная оценка риска, качества продукции, физических нагрузок и т.д.).

Степеньспособ записи чисел, умноженных на себя. Например, чтобы вычислить 2 в степени 3, необходимо умножить 2 на 2 на 2, что равно 8. Это можно записать как 2^3 = 8.

Стоимость

Стоимость – интегральная характеристика объекта в отношении субъекта по критериям его затратности (на создание и обслуживание объекта), его полезности и востребованности. Мерой стоимости в обществе обычно выступают деньги – национальные и дополнительные валюты (в некоторых сообществах в этой роли используется время). Изменение оценки субъектом любого из указанных трёх критериев может существенно повлиять на стоимость оцениваемого в деньгах объекта.

Комментарий:
Не все деньги (как мера стоимости) одинаковы в отношении способности представлять сущность стоимости. Например, современные кредитные деньги (создаваемые для погашения процентов по долгу) являются результатом продажи денег за деньги. В этой продаже деньги выступают и в роли товара, и в роли средства платежа за товар. Эта возможность производить деньги из самих денег обесценивает реальный труд, результаты которого (в т.ч. товары и услуги) деньги предназначены представлять. Кредитные деньги (возникающие как произвольно установленный процент от суммы данной в долг) создаются практически без затрат, но в ситуациях дальнейшего обмена в обществе они ничем не отличаются от денег, которые обеспечены реальным товаром или трудом. Сходным образом, обесценивают реальный труд и деньги появляющиеся как результат спекуляций на фондовых биржах. Узаконенное право творить деньги из денег создаёт принципиальное социальное неравенство и фундаментальную несправедливость среди тех, кто может создавать деньги из денег и теми, кто создаёт блага, которые лишь затем могут быть оцифрованы в единицах стоимости (деньгах).

Стратегия

Стратегия общее видение способа достижения сложной цели. Стратегия определяет тактику решения задач.

Страх

Страх (естественный) – переживание, возникающее в ответ на обнаружение неизвестного, потенциально опасного, способного нанести ущерб.

Страх (искусственный) – ожидание несоответствия собственным желаниям, предвосхищение некоторой ситуации, которая породит или может породить ущерб, страдание и жалость к себе.

Стресс

Стресс – неспецифическая реакция организма на сильное воздействие, характеризующаяся напряжением защитных сил организма.

Строгая дизъюнкция

Строгая дизъюнкция логическое вычитание (⊕, «исключающее ИЛИ», XOR) (логическая операция) умственное действие, состоящее в добавлении к суждению одной или нескольких исключающих альтернатив, по схеме: «или то, или это, но только одно из них». При логическом вычитании альтернатив может быть сколько угодно, но в отличие от логического сложения альтернативы взаимоисключают друг друга, таким образом может быть избрана только одна из них.

Структура

Структура – совокупность устойчивых связей между элементами системы, обеспечивающих реализацию функций системы.

Структура культуры

Структура культуры – принятые в данной общности людей базовые соглашения, материализованные в систему общественных институтов, определяющих границы и перспективы бытия этих людей. Структура культуры наблюдается в первую очередь в способах производства благ (кто, сколько, как и над чем трудится) и в способах обмена результатами труда, распределения благ (кто, сколько, как, за что и каким образом получает блага).

В настоящее время к базовым соглашениям, определяющим структуру культуры относятся:
а) соглашение считать приемлемым право человека или группы лиц ограничивать конструктивные возможности бытия других людей (военная власть, политическая власть, монополия на выпуск денег – финансовая власть);
б) соглашение считать приемлемым обменивать результаты реального труда на знаки стоимости за которыми нет реального труда или произведенного продукта (банковское ростовщичество, неполнота банковских обязательств, спекуляции на фондовых биржах);
в) соглашение считать приемлемым удерживание в собственности ресурсов, которые человек не произвёл и не использует, в то время как в них жизненно нуждаются другие люди.

Субъект

Субъект – источник активности (наблюдения, намерения и волевых усилий).

Субъективация

Субъективация – процесс включения в содержание субъективного нового содержания, в том числе процесс отождествления субъекта с каким-либо прежде внешним по отношению к нему содержанием.

Противоположное понятие – объективация.

Необходимо отличать от интериоризации.
В отличие от интериоризации, при которой внешнее обязательно приобретает внутреннюю форму, субъективация может быть осуществлена в отношении результатов субъектной деятельности (например, как результат размышления). Новое содержание субъекта таки образом возникает не из вне, а в процессе субъектной практики и получает статус внутреннего, субъективного без переноса этого содержания из вне.

Субъективное

Субъективное – существующее в прямой зависимости от активности субъекта, осознаваемого и неосознаваемого содержания его психики (например, субъективными являются представления о мире, чувства, мотивы, смыслы и т.д.).

Субъективность – свойство знания, полученного с помощью процедур самонаблюдения и саморефлексии.

Субъективность – характеристика, отражающая прямую зависимость существования чего-либо от активности субъекта.

Субъективность – результат опосредованности восприятия органами чувств и знаками, а также сочетанием потребностей и возможностей субъекта в определенных внешних условиях.

Субъектность

Субъектностьхарактеристика психики, выражающая способность субъекта производить намерение и волевое усилие, управлять психическими процессами и деятельностью, действовать продуктивно и самостоятельно, осознавая происходящее на внешнем и внутреннем планах, отличая "Я" от "Не-Я".

Субъектный – относящийся к субъектности.

Суждение возможности

Суждение возможностисуждение, в котором предполагается возможность или вероятность связи предмета и его свойства. Такие суждения формулируются с использованием связок "возможно", "вероятно", "может быть" и т.п.

Пример, "Возможно, что на Марсе есть органическая жизнь".

Суждение необходимости

Суждение необходимости (аподиктические суждения) – суждение, в котором отражается такая связь предмета и его свойства, которая исключает
возможность противоречащего случая. Таким образом в суждении необходимости фиксируется не только фактическое положе­ние вещей, но устанавливается, что связь предмета и свойства носит закономерный характер. К суждениям необходимости относятся формулировки законов природы и мышления.

Суждения действитель­ности

Суждения действитель­ности (ассерторические суждения) – суждения, отражающие существующие в действительности связи предмета и свой­ства, фактическое положение вещей. Суждения действительности – это констатация факта.

Пример: "Земля вращается вокруг Солнца".

Суть

Суть – ядро смысла (самое главное, без деталей), конкретное значение в указанном контексте (примеры использования: "в чём суть его предложения?", "суть сказанного в том, что...", "докопаться до сути").

Суть – множественное число слова "есть" (в значении "являются"). Ставится между именем предмета и именем признака (напр., утверждение "Все y суть x" можно прочитать как "Все y являются x" или "Все y есть x").

Необходимо отличать от:
- сущности
- силы

Существенные проблемы

Существенные проблемы (приоритетные проблемы) – актуальные проблемы, являющиеся причинами для остальных насущных проблем людей.

Ранжированный список приоритетных проблем:

Главная проблема личности:
•низкий уровень логического и критического мышления

Главная проблема социального устройства:
•использование денег в качестве товара

Главные проблемы порождают либо не позволяют решать другие важные проблемы:
•войны
•убийства, изнасилования
высокая смертность (на дорогах, от болезней)
элитаризм (легитимная эксплуатация людей другими людьми) и долговое рабство
•болезни
•голод и нищета
незащищенность от землетрясений, наводнений, цунами и др. стих. бедствий
•загрязнение окружающей среды
•опасный и рутинный труд
•здоровье разрушающая форма образования
•отсутствие локальных, мощных и экологичных двигателей и генераторов энергии
•отсутствие сверхпрочных и повсеместно доступных материалов для строительства зданий и сооружений
нехватка личного времени для воспитания детей и самообразования
 

 

Сущность

Сущность – принцип бытия чего-либо, определяющий атрибуты, качества и возможность осуществления ключевой функции этого чего-либо, его отличие от остального. Сущность – это то, без чего данный объект уже не будет являться данным объектом.

Под сущностью природных объектов и процессов обычно понимают их ключевую функцию (роль) в общей "механике" мироздания.

Под сущностью объектов и процессов культуры (всего того, что создано человеком) обычно понимают смысл (назначение, ключевую функцию – то, ради чего создан этот объект или процесс).

Комментарий:
В отличие от сущности природных объектов, сущность объектов культуры (т.е. смысл бытия этих объектов) часто трансформируется хозяином смысла – деятелем. Так, например, благодаря легализации ростовщичества (т.е. из-за превращения денег в товар) конструктивная функция денег "служить представителем товаров и услуг" перестала быть ключевой, на первый план вышла деструктивная функция "служить инструментом захвата ресурсов". Таким способом деньги из хозяйственного инструмента превратились в оружие, средство порабощения и эксплуатации.


Страница:  1  2  3  4  5  6  (Далее)
  Все