Словарь
Для цитирования...
Словарь основных понятий / под ред. В.Е. Лёвкина, 2024. Электронный открытый онлайн ресурс. URL: https://distant.orgpsiholog.ru/course/view.php?id=46 (дата обращения: 4 мая 2024).
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
С |
---|
СамоопределениеСамоопределение (самоидентификация) – процесс и текущий результат осознания собственного "Я" как источника волевой психической активности. Результат самоопределения проявляется как субъектность. Данной активностью субъект отвечает себе на вопрос: "кто я есть". Самоопределение (самовоспитание) – процесс формирования свойств собственной личности с помощью направленной на это и рефлексируемой активности. Данной активностью субъект отвечает себе на вопрос: "каким я намерен быть". Результатом самоопределения становится личность. Самоопределение (выбор) – предпочтение индивидуальным или коллективным субъектом формы своего бытия, в том числе по отношению к другим людям, обществу и миру в целом. Результат такого предпочтения проявляется в ценностях, нормах, целях, ролях, решениях, в общей направленности поведения, а также в позиции субъекта по конкретной проблеме. Данной активностью субъект отвечает себе на вопрос: "как именно я намерен быть" (вообще или в данной ситуации). | |
Самосознание | |
СвободаСвобода – непрерывно и ответственно реализуемая на практике способность быть и определять форму своего бытия в максимально возможной на данный момент гармонии с другими людьми и природной средой. Комментарий: | |
СвойствоСвойство – сторона качества (конкретная особенность, черта) какого-либо объекта, обуславливающая его различие или сходство с другими объектами и проявляющаяся во взаимодействии с ними (например, протяжённость, упругость, цвет, электропроводность и др.). Описать свойство, значит вычленить в мышлении какую-то сторону (аспект) реального объекта, его качества. Полное описание свойств объекта тождественно полному описанию объекта. Свойства объекта зависят от его природы (напр., к свойствам компьютерной программы можно отнести наличие и особенности визуального интерфейса, наличие конкретных функций, и т.д., а к свойствам письменного стола будут относиться его размеры, форма, материал и т.д.). Соответственно, свойства могут быть физическими (напр., несжимаемый), химическими (напр., окисляет железо), личностными (напр., устойчив к психологическому давлению), групповыми (напр., высокая сплоченность), и т.д. Комментарий: | |
СвязьСвязь – согласованность изменений каких либо объектов. Связи могут быть жесткими и гибкими, непосредственными и опосредованными, положительными и отрицательными, и др. Необходимо различать: | |
Сексуальная ориентацияСексуальная ориентация – характеристика романтического или сексуального влечения, или же их сочетания, к людям противоположного пола (гетеросексуальность), того же пола (гомосексуальность), к обоим полам (бисексуальность). Необходимо отличать от: | |
СектаСекта – (в описательном смысле) – (лат. secta – школа, учение, от лат. sequor – следую), любая группа, отделившаяся от крупного течения (философского, мистического, религиозного, политического) и следующая за собственным лидером или исповедующая новую идею. Секта – (в оценочном смысле) – организация, состоящая из людей объединённых общим мировоззрением (принимаемым как единственно верное) и противопоставляющих себя остальной части общества. Для сект характерны: 1) поклонение лидеру (или его образу) и удовлетворение потребностей действительных лидеров на фоне имитации решения экзистенциальных проблем членов секты; 2) монополия на истину и могущество (у нас единственно верное мировоззрение, а спасения, или денег, или любви, или просветления и т.д. можно достичь только с нами); 3) противопоставление остальной части общества (кто не с нами, тот против нас). Мотивы лидеров секты определяют вид секты, её масштаб и методы: харизматические (удовлетворение личных потребностей одного лидера), экономические (мошенническое обогащение группы лидеров), политические (создание сети влияния на социальные процессы). Религиозная или мистическая составляющая в сектах не обязательна, но как правило присутствует, поскольку позволяет эффективно снижать осознанность, подавлять логическое и критическое мышление и быстро приводит к десоциализации, изоляции членов секты от остальной части общества, что позволяет их затем использовать в интересах лидеров секты. Тоталитарная секта (тоталитарный культ) – группа с жёстким авторитарным управлением, сознательно отрывающая человека от общества и ограничивающая его свободу выбора и самостоятельность мышления. Деструктивная секта (деструктивный культ) – группа, учение и действия которой наносят вред физическому или психическому здоровью человека, негативно сказываются на его общественной, семейной и личной жизни.
| |
Сигнал | |
СилаСила – форма существования энергии, направленное воздействие и его потенциал. Вид воздействия (напр., электромагнитное, механическое, химическое, биологическое, психологическое, социальное и др.) определяет вид силы, способ передачи энергии. Сила – (в физике) – векторная величина воспринятого телом воздействия, характеризуется количественным значением силы, направлением силы, точкой приложения силы. | |
Сила мотиваСила мотива – величина суммарного напряжения потребностей, ассоциированных с образом достигаемого (мотивом). Сила мотива отражает субъективную значимость противоречия между психическим состоянием и образом мира, переживается как заряд мотива – величина тяги к действиям, субъективно связанным с реализацией мотива. Основные факторы, влияющие на силу мотива:
| |
СимволСимвол – (в описательном смысле) – образ с закреплённым за ним смыслом, знак или совокупность знаков с заданным полным значением. Символ – (в описательном смысле) – образцовое воплощение смысла. Комментарий: | |
Синтез | |
Система | |
Следствие | |
Случайность | |
СмыслСмысл – значение чего-либо для субъекта. Смысл всегда субъективен, переживается как понимание значения (из какой-либо познавательной позиции) и понимание назначения (часто эмоционально окрашенное понимание), осознание главной функции или роли чего либо, но обязательно в отношении к субъекту, который это значение или назначение осмысливает. Комментарий: | |
Событие | |
СовершенствованиеСовершенствование (прогрессивное развитие) – процесс развития системы, в ходе которого система обретает новые степени свободы и могущества, становится более жизнеспособной, продуктивной, конструктивной, красивой и более гармоничной в отношениях с окружающей средой. Совершенствование (усовершенствование) – оценка качественного изменения, произошедшего в системе вследствие накопления в ней прогрессивных изменений. В этом случае совершенствование рассматривается не как процесс улучшающих изменений, а как их результат – определённая новая стадия в прогрессивном развитии системы. | |
СодержаниеСодержание – (в общем смысле) – то, что находится, присутствует внутри, из чего складывается то, что имеет форму (напр., содержание понятия, содержание книги, содержание сказанных слов и т.д.). В контексте объёма чаще говорят не о содержании, а о содержимом (содержимое кувшина, содержимое кастрюли и т.д.). Отношения между понятиями форма и содержание зависят от контекста употребления этих слов (например, форма может пониматься в простом геометрическом смысле, а может пониматься как способ организации чего-либо, в свою очередь содержание может мыслиться как то, что содержится (содержимое) или может пониматься как суть, представленная в данной форме, например, посредством слов или художественных образов). Как правило, понятие содержание применяют к объектам культуры, а не природы (напр., сообщают о содержании разговора, документа, поступка, но не говорят о содержании камня или солнца, то есть говоря о содержании обычно имеют в виду подразумеваемые или доступные к извлечению значения и смыслы). | |
Содержание понятия | |
СознаниеСознание – интериоризованная и субъективированная форма культуры. Сознание может пониматься как совокупность присвоенных и активно преобразуемых субъектом общественных отношений, транслированных во внутреннюю (переживаемую субъектом) форму психических функций посредством непрекращающейся в течение жизни социализации индивида. Социализация как механизм становления сознания осуществляется во многом посредством языка и опосредованной орудиями трудовой и творческой деятельности, поэтому сознание структурировано языком и другими орудиями освоения действительности, использование которых в процессе индивидуального развития человека формирует его специфически человеческие психические функции (словесно-логическое абстрактное мышление, речь, рефлексию, произвольную саморегуляцию, творческую активность). | |
СознательноеСознательное – часть психики, содержание которой осознается данным субъектом. | |
СомнениеСомнение – (интеллектуальное переживание) – рефлексия отсутствия достаточных оснований для вывода (умозаключения). Комментарий:
| |
СоперникСоперник – индивидуальный или коллективный субъект, действия которого угрожают реализации каких либо интересов другого субъекта. Соперник – статус (роль) противника в отношениях соперничества с ним. Необходимо отличать от: | |
Соперничество | |
СоподчинениеСоподчинение – (в общем смысле) – совместное подчинение. Соподчинение – (вид отношения несовместимых понятий) – сравниваемые понятия находятся в отношении подчинения (являются разными видами) по отношению к некоторому третьему понятию (родовому), но между собой у них нет общих элементов. Пример: «студент-первокурсник» и «студент-третьекурсник» в отношении понятия «студент» (при этом имеется в виду один и тот же факультет одного и того же вуза). | |
СоревнованиеСоревнование – форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга и тем самым стимулируют друг друга на новые достижения. Нередко после соревнований соревнующиеся делятся секретами своих достижений с проигравшими, что делает их сильнее. Комментарий: Ярким примером соревнования является соцсоревнование – соревнование по производительности труда между государственными предприятиями, цехами, бригадами и отдельными рабочими. При этом лучшие практики становились достоянием всех участвующих в соревновании сторон. | |
СостояниеСостояние – (в описательном смысле) – система качеств объекта в заданный период времени. Состояние – (в оценочном смысле) – результат оценки субъектом возможности системы, объекта осуществлять свои функции (напр., находится "в хорошем состоянии", "в плохом состоянии"). Комментарий: | |
СотрудничествоСотрудничество – (в обществе) – тип взаимопомогающих отношений, характеризующийся совместным и согласованным трудом ради достижения общей цели или более эффективного достижения непротиворечащих друг другу целей. | |
СофизмСофизм – разновидность умышленного и замаскированного нарушения закона тождества. Софизм существует в форме вербальной уловки – ложного высказывания или целого умозаключения (обычно на основе подмены понятий), призванного убедить собеседника в чем-то или спровоцировать неправильный вывод. Пример: «Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога!». Софизмы могут использоваться для манипуляции сознанием, которое не умеет использовать закон тождества в мышлении, а также для тренировки мышления и вербальных навыков учеников. | |
СоциализацияСоциализация – механизм становления сознания и личности в целом, в основном через процессы подражания, внушения, воспитания, обучения, трудовой деятельности внутри конкретной общности людей. В процессе социализации индивид взаимодействует с обществом – усваивает язык, нормы и правила взаимодействия с другими, получает знания и умения, которые дают ему возможность существовать и развиваться в данном обществе. Общности людей, их культуры, могут существенно различаться. Поэтому социализация может корректно рассматриваться только в рамках конкретной общности людей. В условиях конфликта культурных норм социализация в одной общности может приводить к десоциализации в другой. | |
СоциокибернетикаСоциокибернетика – наука о разумном самоуправлении общества как самоорганизующейся и развивающейся системы. Социокибернетика призвана найти научно обоснованный ответ (или ответы) на вопрос о том, как (какими методами) с опорой на имеющиеся ресурсы обеспечить радикальное повышение уровня и улучшение качества жизни всех людей на планете, обеспечить перспективную жизнеспособность человечества. Поскольку все социальные последствия существующей системы общественных отношений являются функциями её структуры, то ключевым предметом исследования в социокибернетике оказывается структура культуры и методы её трансформации, а также закономерности, отражающие связи между устройством общества и поведением людей. Понимание этих закономерностей позволяет без предубеждений проектировать общество будущего. Таким образом, в прикладном аспекте социокибернетика направлена на научно обоснованное проектирование более совершенных (гуманных и перспективных) форм социального устройства и общественной жизни в целом – способствующих развитию человека, раскрытию конструктивного человеческого потенциала и самореализации личности. | |
Сплоченность | |
СпособСпособ – конкретная последовательность действий, направленная на достижение цели, определённый процесс решения задачи конкретными средствами. Необходимо отличать от: | |
СпособностьСпособность – свойство объекта, определяющее возможность осуществлять что-либо. Способности (личности) – (в онтологическом смысле) – свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (учебной, производственной, научной и др.). Способности проявляются в том, как быстро, глубоко и прочно человек овладевает способами и приёмами некоторой деятельности (знаниями, умениями, навыками). Способности (личности) – (в гносеологическом смысле) – характеристика индивидуальной меры выраженности тех свойств личности, от которых зависит успешность освоения и качественное своеобразие реализации деятельности конкретного человека. | |
СправедливостьСправедливость – оценочная характеристика соразмерности, соответствия действия (вклада, усилий) и ответного результата (вознаграждения или других последствий). | |
СравнениеСравнение – (логический приём) – процесс установления сходства и различия объектов. Чтобы понятия можно было сравнивать в их содержании должен быть хотя бы один общий признак (такие понятия называют сравнимыми). Если в содержании понятий нет ни одного общего признака, такие понятия называют несравнимыми. | |
Сравнимые понятияСравнимые понятия – понятия, у которых есть ближайшее общее родовое понятие. Ближайшим будет такое родовое понятие, путём деления которого по одному-единственному основанию можно получить сравниваемые понятия. Комментарий: | |
Средство | |
Стадия | |
СтепеньСтепень – относительная мера по какой-либо заданной шкале, системе (как степень опасности, степень родства, учёная степень, степень достижения результата, степень свободы и т.д.). Степень – обобщённая количественная оценка чего-либо (как количественная оценка риска, качества продукции, физических нагрузок и т.д.). Степень – способ записи чисел, умноженных на себя. Например, чтобы вычислить 2 в степени 3, необходимо умножить 2 на 2 на 2, что равно 8. Это можно записать как 2^3 = 8. | |
СтоимостьСтоимость – интегральная характеристика объекта в отношении субъекта по критериям его затратности (на создание и обслуживание объекта), его полезности и востребованности. Мерой стоимости в обществе обычно выступают деньги – национальные и дополнительные валюты (в некоторых сообществах в этой роли используется время). Изменение оценки субъектом любого из указанных трёх критериев может существенно повлиять на стоимость оцениваемого в деньгах объекта. Комментарий: | |
Стратегия | |
СтрахСтрах (естественный) – переживание, возникающее в ответ на обнаружение неизвестного, потенциально опасного, способного нанести ущерб. Страх (искусственный) – ожидание несоответствия собственным желаниям, предвосхищение некоторой ситуации, которая породит или может породить ущерб, страдание и жалость к себе. | |
Стресс | |
Строгая дизъюнкцияСтрогая дизъюнкция – логическое вычитание (⊕, «исключающее ИЛИ», XOR) – (логическая операция) – умственное действие, состоящее в добавлении к суждению одной или нескольких исключающих альтернатив, по схеме: «или то, или это, но только одно из них». При логическом вычитании альтернатив может быть сколько угодно, но в отличие от логического сложения альтернативы взаимоисключают друг друга, таким образом может быть избрана только одна из них. | |
СтруктураСтруктура – совокупность устойчивых связей между элементами системы, обеспечивающих реализацию функций системы. | |
Структура культурыСтруктура культуры – принятые в данной общности людей базовые соглашения, материализованные в систему общественных институтов, определяющих границы и перспективы бытия этих людей. Структура культуры наблюдается в первую очередь в способах производства благ (кто, сколько, как и над чем трудится) и в способах обмена результатами труда, распределения благ (кто, сколько, как, за что и каким образом получает блага). В настоящее время к базовым соглашениям, определяющим структуру культуры относятся: | |
Субъект | |
СубъективацияСубъективация – процесс включения в содержание субъективного нового содержания, в том числе процесс отождествления субъекта с каким-либо прежде внешним по отношению к нему содержанием. Противоположное понятие – объективация. Необходимо отличать от интериоризации. | |
СубъективноеСубъективное – существующее в прямой зависимости от активности субъекта, осознаваемого и неосознаваемого содержания его психики (например, субъективными являются представления о мире, чувства, мотивы, смыслы и т.д.). Субъективность – свойство знания, полученного с помощью процедур самонаблюдения и саморефлексии. Субъективность – характеристика, отражающая прямую зависимость существования чего-либо от активности субъекта. Субъективность – результат опосредованности восприятия органами чувств и знаками, а также сочетанием потребностей и возможностей субъекта в определенных внешних условиях. | |
СубъектностьСубъектность – характеристика психики, выражающая способность субъекта производить намерение и волевое усилие, управлять психическими процессами и деятельностью, действовать продуктивно и самостоятельно, осознавая происходящее на внешнем и внутреннем планах, отличая "Я" от "Не-Я". | |
Суждение возможности | |
Суждение необходимостиСуждение необходимости (аподиктические суждения) – суждение, в котором отражается такая связь предмета и его свойства, которая исключает | |
Суждения действительности | |
СутьСуть – ядро смысла (самое главное, без деталей), конкретное значение в указанном контексте (примеры использования: "в чём суть его предложения?", "суть сказанного в том, что...", "докопаться до сути"). Суть – множественное число слова "есть" (в значении "являются"). Ставится между именем предмета и именем признака (напр., утверждение "Все y суть x" можно прочитать как "Все y являются x" или "Все y есть x"). | |
Существенные проблемыСущественные проблемы (приоритетные проблемы) – актуальные проблемы, являющиеся причинами для остальных насущных проблем людей. Ранжированный список приоритетных проблем: Главная проблема личности: Главная проблема социального устройства: •войны
•убийства, изнасилования
•элитаризм (легитимная эксплуатация людей другими людьми) и долговое рабство
•болезни
•голод и нищета
•загрязнение окружающей среды
•опасный и рутинный труд
•эгоизм и безответственность
•здоровье разрушающая форма образования
•отсутствие сверхпрочных и повсеместно доступных материалов для строительства зданий и сооружений
| |
СущностьСущность – принцип бытия чего-либо, определяющий атрибуты, качества и возможность осуществления ключевой функции этого чего-либо, его отличие от остального. Сущность – это то, без чего данный объект уже не будет являться данным объектом. Под сущностью природных объектов и процессов обычно понимают их ключевую функцию (роль) в общей "механике" мироздания. Под сущностью объектов и процессов культуры (всего того, что создано человеком) обычно понимают смысл (назначение, ключевую функцию – то, ради чего создан этот объект или процесс). Комментарий: | |