Обзор глоссария по алфавиту

А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  3  4  5  (Далее)
  Все

О

Обобщение

Обобщение – (логический приём) – мысленное объединение общих свойств однородных предметов.

Обобщение (логическая операция) – умственное действие, посредством которого в результате исключения видового признака получается другое понятие более широкого объёма, но менее конкретного содержания. Результатом логической операции обобщения является слово или суждение с более общим, широким значением. Противоположностью логической операции обобщения является ограничение понятия.

Обобщение (часть процедуры синтеза) процесс и результат объединения частных логически связанных суждений в общий вывод, отражающий сущностные признаки осмысленных частных суждений.

Образ

Образ – (в общем смысле вид, облик, наряд, наглядное представление чего-либо.

Образ – (в психологии– результат реконструкции объекта в сознании человека. Может быть наглядным (напр., память об увиденном объекте), но может быть и абстрактным (напр., мыслимая модель объекта).

Образование

Образованиепроцесс и результат воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом, характеризующийся содействием находящемуся в процессе воспитания и обучения человеку в развитии его личности, в том числе в развитии его потребностей.

Образование – область совместной конструктивной деятельности людей, результатом которой являются личностные изменения участников образовательного процесса, направленные на совершенствование культуры и цивилизации, характеризуется применением достоверной информации (знаний), направленных на повышение уровня и улучшение качества жизни людей.

Комментарий:
Почему опасно путать образование с услугой см. в специальной статье.

Обратная связь

Обратная связь – (в общем смысле) – вид последствий, воздействие результатов какого-либо процесса на его протекание. Если влияние обратной связи усиливает процесс, то такая обратная связь называется положительной; если ослабляет – отрицательной.

Обратная связь – (в общении) – элемент общения, сообщение от получателя воздействия источнику воздействия о вызванных воздействием изменениях.

Виды обратной связи (в общении):
Положительная обратная связь – сообщение о благоприятном характере воздействия (например, просьба продолжать).
Отрицательная обратная связь – сообщение о неблагоприятном характере воздействия (например, просьба остановиться).
Развивающая обратная связь – сообщение, позволяющее сделать характер воздействия более желательным для получателя.

Необходимо отличать от:
- последствий
- критики

Общее суждение

Общее суждение суждение, в кото­ром что-либо утверждается (или отрицается) относительно каждого предмета указанного класса предметов. Общее суждение сообщает о том, что какой-то признак принадлежит или не принадлежит всему классу, то есть всем объектам данного множества объектов. Для формулирования общего суждения используются (иногда просто подразумеваются) слова "все", "всё", "никакие", "никто" и т.д. (напр., "все металлы электропроводны", "никакие отговорки не принимаются", "эльфы существуют" и т.д.).

Необходимо отличать от частных суждений.

Общеотрицательное суждение

Общеотрицательное суждение суждение, которое одновременно является общим суждением и отрицательным суждением.

Пример: "Ни один шмурдик не кучеряв".

Общеутвердительное суждение

Общеутвердительное суждение – суждение, которое одновременно является об­щим суждением и утвердительным суждением.

Пример: "Все шмурдики кучерявы".

Объект

Объект – то, на что направлена активность субъекта.

Комментарии:
Объектом (наблюдения, воздействия, исследования и т.д.) потенциально может быть любая вещь, любое субъективное или объективное явление и любой субъективный или объективный процесс или связь между ними. Однако, актуально (в текущей деятельности), объектом какой-либо активности субъекта может быть только то, в отношении чего эта активность реально может быть осуществлена. Например, не может быть объектом исследования то, для изучения чего пока нет методов; не может быть объектом воздействия то, на что нет возможности воздействовать и так далее. При этом конкретный субъект (активности) не может быть одновременно и в том же самом отношении собственным объектом (активности). Например, говоря, что "я наблюдаю самого себя" субъект в действительности говорит о том, что наблюдает часть того, что относит к себе, по отношению к которой сохраняет свой субъектный статус. Классификаций объектов столько же, сколько критериев (оснований) для классификации. Примеры:

По критерию вида активности субъекта в отношении объекта можно выделить следующие виды объектов:
- объект исследования,
- объект воздействия,
- объект поклонения,
- и др.

По критерию материальный/нематериальный:
- материальный объект (например, стол, компьютер),
- нематериальный объект (например, пространство, информация о чем-то).

По критерию простой/сложный:
- простой (например, камень),
- сложный (например, телефон).

Объект исследования (познания)

Объект исследования (познания) – предметная область – то, на что направлена исследовательская активность субъекта познания.

Объект исследования конкретной науки – ее область исследований, вся совокупность возможных предметов познания, объединенных общим проблемным полем.

Комментарий:
Любая наука в качестве наиболее общего объекта познания изучает определенный вид причинности (физика изучает физическую причинность, химия – химическую, биология – биологическую, психология – психическую), при этом причинность более высокого уровня организации бытия (как системы) не сводится к простой сумме причинностей нижележащих уровней (элементов системы), не может быть редуцирована к ним без подмены объекта исследования.

Объект психологической науки

Объект психологической науки – всё то, на что может быть направлена структурированная научным методом познавательная активность психолога с целью решения любого рода и масштаба психологических проблем, а именно проблем познания, функционирования и развития субъекта психической реальности.
 
Комментарий:
Границы объекта и предмета психологической науки в сознании исследователя определены используемой им стратегией познанияпарадигмой (одной из трех: естественнонаучной, герменевтической, формирующей – соответственно которым объект и предмет являются в форме: наблюдаемого, мыслимого или формируемого содержания).

Объективация

Объективация – процесс опредмечивания, превращения в объект, в том числе как процесс разотождествления субъекта с каким-либо прежде его внутренним содержанием, например, с помощью рефлексии или передачи какой-либо функции субъекта средствам труда (в этом случае объективация оказывается процессом трансформации, переноса субъективного содержания в объективную форму).

Противоположное понятие – субъективация.

Необходимо отличать от экстериоризации.
В отличие от экстериоризации, при которой внутреннее обязательно приобретает внешнюю форму, объективация может быть осуществлена в отношении какого-то субъективного содержания (например, чувства), которое становясь объектом самонаблюдения, при этом сохраняет статус внутреннего, субъективного.

Объективное

Объективное – существующее независимо от активности субъекта.

Объективность – свойство знания, полученного с помощью процедур исключающих субъективное из методов и результатов познания.

Объективность – характеристика, отражающая независимость существования чего-либо от активности субъекта.

 

Объём

Объём – (в описательном смысле) – слово для обозначения количества того, что вмещается в установленные каким-то объектом границы. Количество можно измерить какой-то мерой (в штуках, литрах, и т.д.).

Объём – (в оценочном смысле) – характеристика вместимости объекта в пространстве (объём стакана, объём ведра, и т.д.). С помощью данной характеристики описывают сколько объект может содержать других объектов известной величины, а также сколько пространства требуется самому этому объекту, чтобы где-либо находиться.

Объём – (в физическом смысле) – количество пространства в границах объекта.

Необходимо отличать от места.

Объём понятия

Объём понятия – знание о круге объектов (элементов), суще­ственные признаки которых отражены в понятии. Понятия называются совместимыми, если их объёмы имеют хотя бы один общий элемент. Несовместимые – это понятия, в объёмах которых нет ни одного общего элемента.

Необходимо отличать от:
содержания понятия

Объяснение

Объяснениепроцесс и результат формулирования причин, факторов и условий возникновения, формирования, функционирования явления, его количественных и качественных изменений, а также состава и связей элементов в этом явлении (как в системе) и его связей с другими системами.

Комментарий:
Объяснить что-либо, значит показать по какой причине и как оно возникает и развивается, каким законам подчиняется; из каких элементов состоит и во что включено в качестве элемента; что может значимо влиять на него и на что оно может влиять в свою очередь.

Ограничение

Ограничение (логическая операция) – умственное действие, состоящее в прибавлении к содержанию понятия нового признака, наличие которого в содержании понятия сужает его объём. При этом исходное понятие будет родовым, а в результате его ограничения получается видовое понятие. Например, "собака" "бульдог". Пределом для операции ограничения понятия является единичное понятие, объём которого состоит из одного единственного предмета. Результатом логической операции ограничения является слово или суждение с более конкретным, узким значением. Противоположностью данной логической операции является обобщение понятия.

Ограничение – (часть процедуры анализа) – процесс и результат выделения из общего понятия более частного понятия, по конкретному признаку (напр., "мебель" и "мебель предназначенная для сидения").

Ограничение – (обстоятельство) – условия, определяющие границы действий, границы возможных изменений системы при данных ресурсах.

Ожидание

Ожидание – форма пассивного предвосхищения будущего, образ которого возникает спонтанно (не по воле субъекта) и воплощение которого в действительность не обеспечивается активными действиями субъекта. Ожидание проявляется как вид предвзятости – ожидая, человек относится к будущему так, словно бы это будущее обязано было случиться.

Позитивное ожидание – привязанность к образу притягательного будущего, предвещающего удовлетворение потребностей.

Отрицательное ожидание (страх) – привязанность к образу отталкивающего будущего, предвещающего ущерб и угрожающего удовлетворению потребностей.

Необходимо отличать от:
желания
цели

Онтогенез

Онтогенез процесс индивидуального развития организма (от зачатия до смерти).

Опасность

Опасность – (в оценочном смысле) – возможность получить значимые повреждения. Опасность – это свойство условий в которых находится субъект, способность этих условий в значимой мере разрушить субъекта (в том числе коллективного) или то, чем он обладает. Характер потенциальных повреждений определяет вид опасности (физическая, информационная, психологическая, экономическая, экологическая и т.д.). В опасности (определённого вида) находится тот, на кого направлена актуальная угроза (того же вида). Значимость потенциальных повреждений определяет степень опасности (низкая, средняя, высокая). Степень опасности может определяться отдельно для разных аспектов бытия (на примере психологии: степень опасности для жизни, для психического здоровья личности, для адекватности мировосприятия, для сохранения или развития межличностных отношений, и т.д.). Опасность может быть по степени вероятности – реальная или потенциальная; по происхождению – природная, техногенная, социальная; по масштабам – международная, локальная, частная.

Противоположное понятие: безопасность.

Необходимо отличать от:
- угрозы
- уязвимости
- риска

Описание

Описаниепроцесс и результат формулирования всех сущностных признаков и отличий явления от других (чтобы по данному описанию возможно было отделить данное явление от сходных). Полное описание используется в функции определения понятия.

Комментарий:
Описать что-либо, значит показать существенные признаки того, что описывается, позволяющие идентифицировать и понять это.

Необходимо отличать от оценки (оценивания).

Описательный смысл

Описательный смысл (дескриптивный) – результат рефлексии субъектом особенностей предмета восприятия (на внешнем или внутреннем планах восприятия).

Необходимо отличать от оценочного смысла (прескриптивного).

Определение

Определение (вербальное) – совокупность слова (или словосочетания) и описания его значения. Определения фиксируются в словарях и служат для обеспечения определённости используемых людьми слов и предложений языка. Поэтому расплывчатые определения подлежат уточнению.

Например, определение понятия "стул": предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека и состоящий из сиденья, спинки, одной или более ножек. Наличием спинки стул отличается от табурета, а отсутствием подлокотников – от кресла (также предметов мебели, предназначенных для сидения одного человека).

Определение (логическая операция) – умственное действие, состоящее в перечислении существенных признаков определяемого объекта, а также в указании на круг предметов входящих в объём определяемого понятия. Результатом определения является понятие. Определить что-то, значит указать на ближайший* род (к чему определяемое относится) и на видовые отличия (существенные и отличительные признаки, указывающие на то, чем определяемое отличается от других представителей указанного рода, если эти они существуют).

*Ближайшим к определяемому считается такое родовое понятие, путём деления которого по одному-единственному основанию можно получить определяемое понятие (как вид данного рода). Например, для понятий "термометр" и "барометр" ближайшим понятием будет "измерительный инструмент". Разделив понятие "измерительный инструмент" по основанию "предмет измерения" (то, что измеряется) получим столько видов измерительных инструментов, сколько существует предметов измерений, включая и "термометр" (измеряющий температуру), и "барометр" (измеряющий атмосферное давление). Потребовалось лишь одно основание деления, значит понятие "измерительный инструмент" подходит на роль "ближайшего родового понятия" для понятий "термометр" и "барометр".

Признаки хорошего определения:

- позволяет идентифицировать объект, выделить его из поля наблюдаемой предметной области;
- под определение подпадает только то, что определяется (оно не является слишком общим);
- раскрывает сущность обозначаемого;
- не содержит противоречий и тавтологий.

Комментарии:
Не существует истинных определений, в том смысле, что все определения являются способом договориться о том, каким именем (термином) какое именно явление обозначать. Однако закон тождества требует использовать слова в установленном для них значении (иначе взаимопонимание или корректное мышление с помощью слов невозможны). Это значит, что определения могут уточняться только обоснованно и согласованно. Тем не менее практика часто требует умения давать определения (их называют "рабочие определения") и поэтому важно различать хорошие и плохие определения.

Необходимо отличать от:
- понятия
- термина
- представления

Опровержение

Опровержение – рассуждение, логически корректно, с опорой на факты обосновывающее ложность какого-либо утверждения (например, гипотезы) или системы утверждений (например, теории).

Порядок опровержения:
1) Определить контекст и цель опровержения (зачем оно вам), а также позицию, которую вы осознанно избрали создавая и транслируя опровержение (например, роль из которой опровергаете).
2) Ясно сформулировать антитезис, то есть в какой именно части и в каком именно отношении опровергаемый тезис не является истинным.
3) Привести логические и эмпирические аргументы, подтверждающие ложность опровергаемого тезиса.
Основные способы аргументации опровержения:
- привести логические аргументы, которые делают невозможной истинность оспариваемого тезиса.
- привести факты (результаты наблюдений, экспериментов), которые не могут существовать если тезис верен.


Оружие

Оружие – (орудие поражения) – устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели (на охоте, при обороне или нападении в мирное время или на войне). Летальное оружие – предназначено умерщвлять или полностью уничтожать живые цели. Нелетальное оружие – предназначено для выведения противника из строя (напр., обездвиживающее, ослепляющее, лишающее средств к существованию и др.).

Необходимо отличать от орудий труда.

Основание

Основание – (в общем смысле) – начало, либо опорная часть для чего-либо, условие начала деятельности.

Основание – (сравнения, классификации) – понятие, используемое для обнаружения сходства, различия, вложенности, соподчинения, взаимного исключения или других отношений между объектами.

Основание – (логического вывода) – логическое условие следствия; достаточные или не достаточные предпосылки для конкретного вывода.

Достаточные основания – совокупность доказательств, из которых следует истинность сделанного вывода.

Важно отличать от:
- причины
- фактора
- условия

Особенность

Особенность – (в описательном смысле) – свойство, отличающее объект от сходных объектов (отличительное свойство).

Особенность – (в оценочном смысле) – характерная черта, выделяющая данный объект на фоне сходных объектов.

Осознание

Осознание процесс и результат рефлексии субъектом собственных внешних и внутренних действий, а также объектов наблюдения.

Осознанность

Осознанность качество внутренних и внешних действий субъекта, выражающееся в понимании субъектом источников, механизмов и последствий этих действий.

Ответственность

Ответственность – (в описательном смысле) – способность осознавать и принимать себя причиной последствий выполняемых действий; способность отдавать себе отчет о последствиях действий и готовность иметь с ними дело.

Ответственность – (в оценочном смысле) – вина или наказание, как последствия совершенного действия.

Относительно

Относительно – (в описательном смысле) – слово, используемое для уточнения контекста, указания на систему отсчёта, в отношении которой проводится какое-то сравнение. Примеры: "относительно меня [в сравнении со мной] он довольно хорошо играет на гитаре", "относительно вас мышь находится справа [справа от вас]", "я сижу в кресле и относительно нашей планеты я сейчас не перемещаюсь в пространстве, но относительно Солнца лечу со скоростью около 108 тысяч км/ч".

Относительно – (в оценочном смысле, как характеристика точности или постоянства чего-либо) – слово, обозначающее "не точно"; "зависит от выбранной системы отсчёта", "сравнительно небольшой", "умеренный", "изменяемый". Примеры: "относительно точный", "относительно недорогой", "относительно прочный", "относительно большой", "относительно постоянный", "относительно тихий", и т.п.

Относительный – (в описательном смысле) – характеристика признака, которая означает, что данный признак устанавливается в сравнении, в сопоставлении с другими, может изменяться в зависимости от условий и, следовательно, переменный, изменяемый, не безусловный, не абсолютный. Примеры: "относительный психологический возраст", "относительный максимум", и т.п.

Относительный – (в оценочном смысле) – характеристика условного способа оценки чего-либо; слово, обозначающее "неточный", "неполный", или "сравнительно небольшой", "умеренный в сравнении с другими". Примеры: "относительный покой", "относительный контроль".

Относительностьспособность признака обретать определяемое значение только в заданном контексте. Например, признаки "твёрдый", "яркий", "тяжёлый" и т.д. имеют определяемое значение только с указанием того в сравнении с чем (относительно чего) признак указан.

Комментарий:
Антоним "относительный": "абсолютный". Пример: "относительный адрес файла" (содержит имя файла, но путь к файлу является переменной) и "абсолютный адрес файла" (кроме имени файла содержит весь путь к файлу).

Отношение

Отношение – структура связей между чем-либо, определяющая характер взаимодействия.

Отношение между понятиями

Отношение между понятиями структура связей между понятиями, определяющая характер взаимодействия содержания и объёма рассматриваемых понятий.

Отношения несовместимых понятий

Отношения несовместимых понятий структура связей между такими понятиями, в объёме которых нет ни одного общего элемента.

Различают следующие отношения несовместимых понятий:
-
соподчинение сравниваемые понятия находятся в отношении подчинения (являются видами) к некоторому третьему понятию (родовому), но между собой у них нет общих элементов (напр.:  «студент-первокурсник» и «студент-третьекурсник» в отношении понятия «студент» (при этом имеется в виду один и тот же факультет одного и того же вуза).
- противоположность (контрáрность) объемы двух сравниваемых понятий не имеют общих элементов, поскольку содержание этих понятий описывает начало и конец какой-либо избранной шкалы, при этом оба сравниваемых понятия входят в объём одного и того же родового понятия (напр.: «чёрный» «белый» входят в понятие «цвет»).
- противоречие (контрадикто́рность) объемы понятий не совпадают, поскольку их признаки взаимно отрицают (исключают) друг друга (напр.: «наука»  «ненаука»).


Отношения совместимых понятий

Отношения совместимых понятий структура связей между такими понятиями, в объёме которых есть хотя бы один общий элемент.

Различают следующие отношения совместимых понятий:
- тождество объемы понятий полностью совпадают, (напр.: «рука» «верхняя конечность тела человека»).
- пересечение (перекрещивание) объемы понятий частично совпадают, но у каждого из сравниваемых понятий имеются свои несовпадающие части (напр.: «школьник» «горожанин»).
- подчинение (родо-видовые отношения) объем одного из понятий (видового, подчиненного) входит в объём другого, более широкого (родового, подчиняющего) понятия (напр.: «стул» «мебель»).
- части и целого объем одного понятия является (подразумевается) составной частью другого (напр.: «ножка стула» и «стул»).

 

Отрицание

Отрицание – (логическая операция) – умственное действие, состоящее в добавлении к исходному суждению отрицающей частицы "не" и результатом которого является обратное суждение, исключающее исходное и без утверждения какого-либо альтернативного варианта (напр., было "А", стало "не А"). Частица "не" (отрицание) обозначается знаком ¬ (напр., ¬А) или чертой (напр., Ā), или штрихом (напр., А').

Отрицание (отношение между мыслями) – исключение одной мыслью другой мысли на основании их противоположности (напр., "утверждалось что оно чёрное, а оказалось белое") или противоречия (напр., "утверждалось, что оно чёрное, но оказалось, что не чёрное"). Отрицание через утверждение противоположного варианта предполагает возможность наличия третьего варианта (напр., цвет объекта может быть не белый, не чёрный, а зелёный). Прямое отрицание (через "не") исключает возможность наличия третьего варианта (напр., цвет объекта может быть белый или не белый, третьего не дано).

Отрицание (отношение субъекта) – переживание и проявление несогласия субъекта с чем-либо; утверждение неправильности, или неистинности, или неприемлемости чего-либо; отвержение того, что приписывается или предлагается субъекту.

Отрицательное суждение

Отрицательное суждение суждение, в котором формулируется отсутствие связи предмета и при­знака. В отрицательном (негативном) суждении утверждается, что признак предмету не принадлежит, не характеризует его (напр., "Тюмень – не столица России"). Наличие связи обозначается отрицательной логической связкой "не", "не является", "это не", и т.д.

Отчуждение

Отчуждение – (в общем смысле) – процесс отделения от одного объекта другого, отделение от объекта какого-то свойства, признака, характеристики.

Отчуждение – (в логическом смысле) – процесс отделения одного объекта (играющего роль логического сказуемого) от другого объекта (играющего роль логического подлежащего).

Примеры:
- данную вещь выбросил Вася (вещь отчуждена Васей);
- данную вещь отобрали у Васи (вещь сделали отчуждённой от Васи);
- в суждении "Вася не является прекрасным программистом" признак "прекрасный программист" отчуждён от "Васи" с помощью логической связки "не является";
- в программном коде удалили переменную, ранее предназначенную хранить строку "Вася".

 

Оценка

Оценка (оценивание) – процесс и результат формирования отношения к объекту посредством установления характеристик объекта.

Оценка может быть спонтанной или целенаправленной, неструктурированной (без установленной процедуры и критериев оценки) или стандартизированной (по заранее установленным процедуре и критериям оценки). Результатом оценки является отношение к объекту. Это отношение может быть пережито (как извлеченный из ситуации смысл) или сформулировано – обычно в виде текста или отметки (напр., символа или цифры) об оцениваемой характеристике объекта оценки (напр., буквенная или цифровая отметка за экзамен по конкретной учебной дисциплине).

Комментарий:
Оценить что-либо, значит сформировать отношение к чему либо.

Оценочный смысл

Оценочный смысл (прескриптивный) – результат рефлексии субъектом особенностей своего отношения к предмету восприятия (на внешнем или внутреннем планах восприятия).

Необходимо отличать от описательного смысла (дескриптивного).

Ошибка

Ошибканепреднамеренное искажение истины, действительности.

Ошибканеверное решение задачи.

Комментарий:
Несмотря на то, что ошибки являются непреднамеренным искажением, они далеко не всегда случайны. Часто ошибки мотивированы бессознательными процессами (например, базовые ошибки восприятия играют роль психических защит – ошибаясь, человек получает определённую выгоду для себя).

Ощущение

Ощущение психический процесс и результат получения органами чувств субъекта данных об отдельных свойствах объектов внешней среды (напр., цвет, твёрдость, громкость, солёность, влажность, температура) и внутренней среды (напр., равновесие, положение тела, голод, жажда, боль). В отличие от ощущений, являющихся отражением отдельных свойств предметов или явлений, восприятие является отражением в психике целого предмета или явления.


Страница:  1  2  3  4  5  (Далее)
  Все